Кабинет министров поддержал предложение Министерства благосостояния по поправкам в трудовом законодательстве. В числе предложений — возможность заключения соглашения о четырёхдневной рабочей неделе, снижение оплаты за простой до 70 процентов, снижение размера сверхурочных и т.д., пишет LSM+.
Причем, не все эти поправки, одобренные правительством, получили поддержку со стороны работодателей, Торгово-промышленной палаты и ряда профсоюзов. О том, что эти изменения могут значить для работников и работодателей, в студии программы «Домская площадь» на Латвийском радио 4 рассказал генеральный директор латвийской конфедерации работодателей Каспар Горкшс.
Самым безболезненным, или «косметическим» новшеством он назвал возможность заключения соглашения о четырёхдневной рабочей неделе.
«Если такая поправка будет принята, это не означает, что вся страна централизованно перейдет на четырёхдневную рабочую неделю. В принципе, на данный момент уже существует возможность договориться с работодателем о том, что работник будет делать свою работу за меньшее количество дней, работая дольше в остальные дни. Но тут надо смотреть по профессиям. Есть профессии, где это можно сделать, не теряя продуктивности, а есть те, где это было бы нежелательно».
Конфедерация работодателей поддерживает поправку, касающуюся снижения оплаты простоев: «Я думаю, что это логично: если ты не можешь платить всю зарплату, то лучше заплатить часть, чем подавать на банкротство», — считает Горкшс.
Также он считает правильной поправку, касающуюся снижения доплат за сверхурочные.
«Это норма, которая является очень дорогой и неэффективной и достаточно серьезно влияет на нашу конкурентоспособность. Латвия — единственная страна в Европе (кроме пары стран, на которые мы бы, наверное, не хотели равняться), где сверхурочные выплачивают в 100-процентом объеме. В Эстонии, Литве они составляют 50 процентов от зарплаты. Даже в публичном секторе денег на оплату сверхурочных нет, и очень часто работодатель ищет другие пути, как компенсировать работнику эти издержки, например, предоставив ему дополнительный день отдыха».
А вот к вопросу удаленной работы Горкшс относится однозначно отрицательно.
«Я считаю, что в удаленной работе больше минусов, чем плюсов. Во времена ковида это было вынужденной мерой. Но, основываясь на своем опыте и на мнении других работодателей, могу сказать, что удаленная работа все-таки не так эффективна, как офисная. Конечно, есть профессии, где такой формат может существовать более удачно. Но в принципе я еще не видел работника, который бы увеличил свою продуктивность, работая удаленно.
То, что в офисе можно решить за две-три минуты, при удаленной работе превращается в многонедельный обмен мнениями. Работодателям труднее контролировать своих подчиненных, а те пытаются находить все новые способы обхода механизмов контроля. Таким образом, снижается эффективность труда».
А о том, что эффективность труда в Латвии недостаточно высокая, говорит, по мнению Горкшса, следующий факт: «Из года в год мы видим, как Латвия не в состоянии освоить весь тот объем средств европейских фондов, которые нам доступны. Например, в 2024 году нам было доступно более миллиарда, а мы освоили только 600 миллионов. Это значит, что продуктивность труда не такая, как нам хотелось бы, и наша экономика несет потери».