Установленные ранее санкции не способны удержать латвийские предприятия от обслуживания теневого флота России, сообщает передача телеканала ТВ3 "Ничего личного".
Журналисты выяснили, что танкер "Zircone", ходящий под флагом Кипра, но базирующийся в Латвии, занимается бункеровкой судов, большинство клиентов которых входят в теневой флот России. На прошлой неделе "Zircone" заходил в Рижский порт, предположительно для загрузки топлива. Судно пришвартовалось у нефтетерминала ООО "Ovi", занимающегося оптовой торговлей нефтепродуктами. Представители компании отказались предоставить передаче информацию о клиентах и грузах.
Согласно публичным данным о судоходстве, во время короткого визита "Zircone" в Ригу была проведена проверка, в ходе которой были выявлены восемь дефектов безопасности. По информации "Ничего личного", судно инспектировали представители таможни Службы государственных доходов (СГД). Серьезных нарушений они не обнаружили, и танкер вновь вышел в море.
Заместитель директора таможенного управления СГД Сандра Карклиня-Админе пояснила, что классическая бункеровка разрешена только на территории порта. Это означает, что таможенные органы контролируют все операции, заявленные в рамках официальных процедур. Однако если суда переваливают нефтепродукты в нейтральных водах, это выходит из-под юрисдикции Латвии: "С нашей стороны экспорт оформлен, груз вывезен из страны", - сказала Карклиня-Админе. Ответственные учреждения признают, что ситуация выглядит проблемно, однако правовых инструментов для прекращения обслуживания подозрительных судов сейчас нет. Бункеровка таких судов формально не запрещена.
Журналисты отметили, что "Zircone" и еще одно судно, "Rina", проявляют осторожность: они перестают обслуживать корабли, включенные в санкционные списки ЕС или США. Тем не менее привлечь эти компании к ответственности за иные ограничения невозможно, поскольку для операций по бункеровке установлено исключение. В прошлом месяце появилась информация, что в новом пакете санкций Европейского союза планировалось распространить ограничения не только на суда теневого флота, но и на их бункеровщиков. Однако соответствующие запреты пока не введены.
Министр иностранных дел Байба Браже в интервью передаче "Ничего личного" подтвердила, что в Европе нет единого мнения по вопросу запрета или ограничения бункеровки.