Не стагнацией единой живет республика: в Латвии становится все больше субъектов социальной экономики — обществ, фондов, предприятий, кооперативов.
По официальным данным, они объединяют около 29 тысяч участников, и дополняют публичный и частный сектор. Социальной экономике до 2029 года планирует придать новые стимулы план, который сегодня на заседании правительства представляет министр экономики Рейнис Узулниекс.
Откуда так много?
Без протекционизма тут, конечно, не обойтись. И в прошлом году Кабинет Министров уже сделал решительный шаг навстречу социальной экономике — в Законе о публичных закупках зарезервировано право участвовать в процедуре ТОЛЬКО тем кандидатам или претендентам, которые имеют статус соцпредприятия, или «социальная цель которых есть занятость групп населения, подверженных риску социальной заброшенности».
Всего в Латвии существует 27 448 обществ, из коих 1613 оформлены как «организации общественного блага». В принципе, все они могут предоставлять услуги разного рода своим участникам. Но вот социальных предприятий, которые настроены, так сказать, вовне — только 235.
Откуда же образовалась цифра в 29 тысяч участников? В Минблаге приплюсовали к ним кооперативные общества, в т.ч. ссудно-сберегательные. Думается, здесь присутствует некоторая манипуляция со статистикой, ибо подобные формы хозяйствования существовали в независимой ЛР еще в 1920-30-е годы, и никто их не выделял в специальный сегмент.
Главное – польза
Вообще же, Закон о социальном предприятии и его юридический статус появились относительно недавно — в 2018 году. Такой субъект – «действует в рыночных условиях, характерным для предпринимательской деятельности и инновационным способом, производя товары или оказывая услуги». Однако, при этом, «важнейшей целью социального предпринимательства является не получение прибыли, а решение какой-либо социальной проблемы или создание пользы обществу».
Примерно половина латвийских социальных предприятий работает в областях: образования, спорта, медицины, здоровья, социальных услуг. Еще около пятой части занято защитой среды и животных, культурным многообразием, способствуют гражданской активности.
«Новая культура сотрудничества»
Социальная инновация, постулирует Минблаг, это лучшая, эффективнейшая и рациональнейшая (по сравнению с существующими) разработка и внедрение на ее практике решений актуальных социальных проблем – «создавая новую культуру сотрудничества и способствуя социальному прогрессу в обществе». Это могут быть новые продукты, услуги, модели, процессы, законы, организации, метод, решения социальных проблем, практика и т.д., которые одновременно отвечают социальной потребности и приводят к новым или улучшенным способностям и отношениям, а также более целесообразному применению средств и ресурсов.
В географическом разрезе, социальные предприятия — более столичный феномен. В Риге их действует 109 (или 46%), для сравнения в Латгалии — 12 (5%). В некотором роде странным проявлением «заботы» стало решение Сейма от 20 ноября минувшего года — отменить льготы на подоходный налог с социальных предприятий. Однако активные латвийцы смогут частично распределять до 50% заработанной прибыли, «таким образом открывая возможности социальным предприятиям в будущем привлекать инвестиционные компании».
Оставить комментарий