Наш корреспондент зашел в очень Новый Рижский театр: что там творится? 0

Lifenews
BB.LV
Фото: Янис Дейнатс

Фото: Янис Дейнатс

В культурной жизни Латвии большое событие – после семилетней масштабной реконструкции сдано в эксплуатацию историческое здание Нового Рижского театра на улице Лачплеша, 25. Артисты вошли в свой новый храм воодушевленными, а художественный руководитель театра и вечный возмутитель спокойствия Алвис Херманис сказал: «Спасибо за поздравления. И я знаю, что все будет хорошо!».

«Сотрудники приходят и уходят»

Впрочем, начнем с грустного. Именно накануне переезда театра выяснилось, что по пути труппа потеряла пять своих артистов. Причем это как раз те артисты из молодого поколения, что воспитывались на курсе Херманиса и которые уже успели полюбиться зрителям по спектаклям на улице Миера, где находился театр во время реконструкции. Это Марта Ловиса Янчевска, Эмилс Ралфс, Лолита Курпниеце, а также Матис Озолс и Гердс Лапошка. Херманис на это отреагировал кратко: «Без комментариев. У каждого свои причины... Как и на любое другое рабочее место, сотрудники приходят и уходят».

Известно, что актриса Курпниеце оставила работу... по состоянию здоровья. Быть все время на публике – не для нее, и она подумывает об ином выборе пути. Матис Озолс пока вообще в Новой Зеландии. Что до остальных, то у некоторых есть подозрения, что артистов просто переманивают в театр «Дайлес». Став директором этой труппы, Юрис Жагарс сказал, что его театр – лучший в Латвии! И старт он задал мощный: у него ставит Джон Малкович, ведущий банк Латвии стал генеральным спонсором театра, а со спектаклем «Ротко» «Дайлес» только что гастролировал в Париже! И то, что артистов переманивают, подтверждает тот факт, что та же воспитанница Херманиса Янчевска уже в труппе конкурента.

Самое загадочное – уход талантливейшего Герда Лапошки. Он говорит, что ему сложно обосновать свой выбор и поэтому приглашает всех в апреле на свой независимый моноспектакль, где он и расскажет о себе, театре и своем уходе. И добавил только, что ушел без всяких конфликтов.

«Забудем обо всем плохом и начнем заново!»

Далее – чуть повеселее. Месяц назад Алвис вдруг заявил, что не будет восстанавливать на брандмауэре реконструированного театра портрет великого режиссера Эдуарда Смильгиса, выполненный Гунаром Бинде. А ведь именно этот один из основателей латвийского театра некогда начинал свой театр в здании на Лачплеша. Но неугомонный худрук сказал, что Смильгис был коллаборационистом и даже лауреатом Сталинской премии. Тут же поступил ответ от конкурента – именно этот портрет уже неделю украшает фасад «Дайлес», он виден всем из общественного транспорта и автомобилей на улице Бривибас. Битва портретов – тоже своеобразный театр!

И все же – праздник! Артист Андрис Кейшс рассказал, что уже репетирует на новом месте и испытывает чувство счастья. Сроки сдачи в эксплуатацию исторического здания несколько раз переносились, и вот наконец артисты вернулись на родную сцену. «Прошло семь сумасшедших лет, ремонт закончен, – сказал Херманис, приветствуя коллег. – Забудем обо всем плохом и начнем заново! Тем более что результат реконструкции фантастический!».

Действительно, в театре теперь есть новые залы – дополнительно построен Малый зал на 100–150 мест и блэк-бокс на 200–250 мест. В большом зале театра (325 зрительских мест, а на балконе – 175) сохранены и отреставрированы элементы интерьера 30-х годов ХХ века. Общее количество зрительских мест увеличилось более чем вдвое – теперь их 840, вместо прежних 400. Построен подвальный этаж, где расположатся театральные мастерские. И внутри двора построено новое большое здание, где, помимо всего прочего, будут репетиционные залы и даже квартиры для артистов. Прекрасен воздушный коридор из стекла и металла, по которому можно переходить из старого здания театра в новое. Там, кстати, есть второй этаж, получивший название «Творческий этаж», он будет полностью отдан актерам и другим работникам театра.

Реконструкция и перестройка комплекса зданий театра проводилась по проекту архитектора Зайги Гайле. Объем помещений увеличился почти вдвое – с 5146 кв. м до 9767,1 кв. м. Ведь здесь есть и просторное театральное кафе, и детская комната, целых три репетиционных зала (большой – площадью 282 кв. м и два малых площадью 163 кв. м и 126 кв. м).

Бюджет проекта составил первоначально 31 миллион евро, затем он увеличился. Но в любом случае, результат – на века. И открытие продаж вновь явило миру чудо – на первые восемь спектаклей в новых помещениях билеты проданы... за 20 минут! Возвращение отмечается пятью событиями: выходом книги, фильма и трех спектаклей, которые дают зрителям возможность оглянуться на историю театра.

На двухстах страницах широкоформатной книги, изданной самим НРТ, – рассказ о театре, начиная со времени его создания в 1992-1993 годах и до наших дней. Полный перечень всех постановок в хронологическом порядке. А также перечень участия спектаклей НРТ в международных фестивалях и гастролях, тоже в хронологическом порядке.

А также – одиннадцать рассказов о закулисье театра от самого Херманиса, Элиты Клявини, Каспара Знотиньша, директора театра Гундеги Палмы, актеров Андриса Кейшса, Гуны Зарини, Гундара Аболиньша, Вилиса Даудзиньша, Сандры Клявини, Байбы Броке, руководителя отдела внешних связей Элины Адамайте. По факту именно Элита Клявиня с Алвисом стояла у истоков НРТ, сыграв в первом спектакле в учрежденном в 1992 году Новом Рижском театре на улице Лачплеша. И первой постановкой 20 января 1993 года стал спектакль Херманиса Kā lēna un mierīga upe ir atgriešanās. Название того спектакля дало наименование нынешней книге.

О создании того спектакля подробно пишет Херманис в своем рассказе – не было денег на сценографию, просто сделали всю сцену белой, заказали из рижского цирка белых голубей и раскидали лимоны. «И всюду пахло лимонами и какашками голубей», – пишет Алвис. Книгу дополняют 130 фотографий, большая часть которых сделана постоянным фотографом НРТ Янисом Дейнатсом (он, кстати, в молодости и сам был артистом).

«Сделать что-то, чего мы никогда раньше не делали»

Первой новой постановкой на улице Лачплеша станет спектакль «Секта переводчиков снов» по роману Милорада Павича «Хазарский словарь» – постановка Алвиса Херманиса. Премьера 19 марта.

«Семь лет, как нас тут не было, мы думали и не могли понять, каким спектаклем открыть новый Новый Рижский театр, – говорит режиссер. – Это было непросто, потому что хотелось найти идею и материал, который должен был соответствовать слишком многим критериям. Чтобы у всех актеров были там роли. Чтобы это был спектакль о нашей труппе, Новом Рижском театре и его истории. О характере актера и театра. О тревожных сложных временах, в которых мы живем. Чтобы это была и метафора судьбы Латвии и ее возможного будущего. И путешествие во времени и пространстве, вокруг света и сквозь все времена. Чтоб все в нем пересекалось, горизонтали и вертикали человеческой жизни. И чтобы все было поэтичным, и чтобы текст был эталоном, высшей золотой пробой литературы.

Задача найти такой материал могла показаться невыполнимой. Но мы справились. Роман Милорада Павича «Хазарский словарь» вдохновил НРТ. Это история о древнем и легендарном народе хазарах, который действительно жил тысячу лет назад примерно на той же территории (между Каспийским и Черным морями), где теперь решается судьба мира, и на Украине. И наконец. Было важно, что в этом спектакле будет то, что нам в НРТ нравится делать больше всего. Сделать что-то, чего мы никогда раньше не делали».

«Где театр?» – документальный фильм-концерт о последнем сезоне НРТ в историческом доме. Об уходе и возвращении. Фильм-концерт – попытка уловить особенность атмосферы, которая царила в историческом здании в течение первых двадцати лет существования театра и продолжается до сих пор. Режиссер – Гатис Шмитс. Фильм покажут в большом зале 2, 3 и 4 апреля.

Открытие нового зала НРТ 10 апреля – «Черный лебедь» по роману Федора Достоевского «Идиот». Новый зал – это совершенно новое игровое поле, предлагающее беспрецедентные технические возможности. Теория «черного лебедя» – это научная метафора события, наступившего совершенно неожиданно, непредсказуемо и полностью меняющего существующую ситуацию. Это обозначение используется как в экономике, в военной лексике, так и в политике. Это обозначение исторически произошло от предположения, что черных лебедей не существует в природе. Пока вдруг в один прекрасный день в Австралии не случилось удивительное: был обнаружен представитель этого вида.

В случае с этим спектаклем метафора «черного лебедя» является отсылкой как к русскому классическому балету, к современному политическому контексту и к некоторым героям романа Достоевского «Идиот». Контекст заставляет внимательнее присмотреться и внимательнее прочитать роман – так что же на самом деле хотел нам сказать автор? И не поняли ли мы что-то неправильно?

Открытие Малого зала НРТ 13 апреля – спектакль для детей и их родителей «Вечер картинок со Спридитисом». Возможно, эта история рассказывает нам что-то такое, что мы думаем, что знаем, но на самом деле забыли. По мотивам знаменитой сказки Анны Бригадере. Режиссер – Екабс Ниманис. Сценограф и художник по костюмам – Лига Зепа. В главной роли – Гуна Зариня, а также Янис Скутелис, Яна Чивжеле, Элиза Домбровска.

Вперед, в театр!

Андрей Шаврей
Все статьи
0
0

Комментарии (0)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ