Ради его будущего отец продал свой золотой зуб.
Он написал порядка 1300 песен, продал более 180 миллионов дисков, дал 1100 концертов в 94 странах мира. Его мелодии исполняли Боб Дилан, Рэй Чарльз, Лайза Минелли, Хулио Иглесиас, сам он выступал в дуэте с Лучано Паваротти, Фрэнком Синатрой, Патрисией Каас, Пласидо Доминго, Селин Дион... По результатам совместного опроса журнала «Тайм» и телеканала Си-эн-эн Азнавур признан лучшим эстрадным исполнителем ХХ века. Согласитесь, богатая фактура для кино.
Главная трудность перед создателями фильма «Месье Азнавур» (режиссеры, они же авторы сценария Мехди Идир и Гран Кор Маляд, известные по картине «Пациенты») состояла в том, чтобы найти адекватную форму, в которую можно было бы уместить эту невероятную судьбу. Помочь им вызвался сам Азнавур, который выступил в роли куратора проекта. Он помогал авторам с выбором актеров и локаций до самой своей смерти. Так совпало, что съемки картины должны были стартовать в тот день, когда маэстро на 95-м году жизни покинул земную юдоль. Выходящий в эти дни на мировые экраны фильм стал светлым реквиемом по великому музыканту, которому в 2024 году могло бы исполниться 100 лет.
Режиссеры не стали изобретать велосипед, они сняли традиционный байопик. Фильм прослеживает путь артиста, начиная с детского возраста, когда семья Азнавурян покинула Армению и оказалась в Париже, и заканчивая восхождением Шарля Азнавура на вершину славы. При этом богатая кинематографическая сторона его жизни (в качестве актера он снялся в 60 фильмах, сотрудничал с Жаном Кокто, Рене Клером, Клодом Шабролем, Франсуа Трюффо, Клодом Лелушем, Фолькером Шлендорфом, Атомом Эгояном) за исключением одного невнятного эпизода осталась за кадром.
Обошли своим вниманием авторы фильма и общественную, гуманитарную деятельность Азнавура. А ведь он без устали напоминал миру о геноциде армян, помогал своей родине после страшного землетрясения в Спитаке, наконец, на протяжении ряда лет был послом Армении в Швейцарии, представлял интересы страны в штаб-квартире ООН. Подобные фигуры умолчания, как по мне, обеднили фильм. Но сняли его не армяне, а французы, они вложили в фильм большие для европейского кино деньги (26 миллионов евро) и, наверное ,имели право на свою трактовку жизни и судьбы великого французского шансонье.
Поначалу семейству армянских эмигрантов жилось в Париже нелегко. Снимали убогое жилье, частенько голодали. Ради того, чтобы накормить детей, отцу даже пришлось продать свой золотой зуб. Уже с пяти лет Шарль выступал на самодеятельной сцене, танцуя и играя на скрипке. А потом была война и оккупация немцами Парижа. В эти трудные годы Шарль вместе с семьей помогал подпольщикам, прятал у себя на квартире евреев. И в те же годы с другом Пьером Рошем (Бастьен Буйон) начал выступать в кабачках, поднимая французам дух жизнелюбивыми песнями.
К сожалению, первая треть фильма напоминает торопливую видеонарезку из жизни начинающего певца, к череде сменяющих друг друга событий попросту не успеваешь подключиться эмоционально. Гораздо веселее пошли дела, когда в фильме появилась Эдит Пиаф в деликатном и трогательном исполнении Мари-Жюли Бо. Сама маленькая, хрупкая (не зря французы называли ее «воробушком»), Эдит смогла разглядеть в невысоком (161 см) армянине с большим носом, кривыми ногами и хриплым голосом задатки будущей звезды. Она пригласила Азнавура с Рошем в свой североамериканский тур. А затем Шарль уже в одиночку стал ее шофером, нянькой, пианистом, сочинителем песен.
Поворотным пунктом в его судьбе стало решение освободиться от «колдовских чар» великой певицы и начать сольную карьеру. Фильм показывает, как мучительно трудно пробивался Азнавур к известности. Критики сравнивали его голос со скрипом мельницы для перца, публика во время затеянных им гастролей по французской глубинке отказывалась ходить на концерты неизвестного и неказистого певца. Но он упорно продолжал петь в полупустых залах, сочиняя едва ли не каждый день по новой мелодии и постепенно завоевывая сердца слушателей.
Заключительный концерт тура в Париже наконец-то принес желанный успех. За который, впрочем, Азнавуру впоследствии пришлось расплачиваться жизнью в поездах, самолетах, гостиницах, нарастающим отчуждением с женой и детьми, годами одиночества — вплоть до появления на горизонте шведской модели Уллы (Петра Силандер), которая смогла понять и принять образ жизни неукротимого Азнавура.
Актер Тахар Рахим, звезда фильмов «Пророк» и «Мавританец», в совершенстве освоил пластику движений, голос, мимику Азнавура и под слоями меняющегося по ходу фильма грима сумел показать творческую и жизненную эволюцию своего героя. Одна из самых драматичных сцен фильма — смерть сына Патрика от передозировки наркотиков, на которого у вечно гастролирующего Азнавура не хватило времени и душевного тепла. Он откупался от его проблем деньгами, подаренной тому отдельной квартирой, коротким и, увы, формальным общением в перерывах между выступлениями. И даже в день похорон сына Азнавур не смог отменить вечерний концерт в «Олимпии». Такой горькой оказалась изнанка славы.
Фильм не идеализирует Азнавура. Показывает его эгоцентризм, меркантильность, тщеславие (от устроителей американских гастролей он требует гонорар не меньше, чем у Синатры), но главенствующей интонацией картины все же стала нескрываемая любовь к великому певцу, подарившему нам «Богему», «Молодость», «Ностальгию», «Изабеллу», «Вечную любовь» и десятки других всемирно известных хитов. Многие из них звучат в фильме, и только ради воскрешаемых на экране мелодий стоит посмотреть этот неровный, но искренний, сердечный фильм. Во всяком случае, зрители, с которыми я смотрел картину, проводили финальные титры благодарными аплодисментами. Такое на обычных, а не фестивальных сеансах, не часто случается.
<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/nmQ78pPdw-o?si=lvmQIZXS2C4BEAqu" title="YouTube video player" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture; web-share" referrerpolicy="strict-origin-when-cross-origin" allowfullscreen></iframe>