Она была типичной француженкой, но с русскими корнями.
Авторка пользовалась покровительством французских VIP.
Не красавица, с весьма посредственными литературными способностями, как сама себя, без иллюзий, оценивала, Франсуаза Саган (1935-2004) славилась безудержной жаждой жизни и смелостью, которая, как известно, города берет. Начав писать в 18 лет, она сразу замахнулась на роман. Сочинила его вместо того, чтобы готовиться к экзаменам в Сорбонне, и не смущаясь притащила рукопись в издательство. В итоге из универа вылетела. А ее «Здравствуй, грусть!» стала издаваться миллионными тиражами. 110 лет со дня рождения автора отмечалось в конце июня.
У Саган было одно несомненное преимущество, о котором многие могут только мечтать: поддержка богатенькой семьи и легкое отношение к деньгам. Конечно, так проще идти за мечтой. Правда, когда отец Франсуазы, крупный промышленник Пьер Куаре (настоящая фамилия), узнал о ее творчестве, то мягко посоветовал фамилию не светить - слишком откровенными показались некоторые описания. Франсуаза позаимствовала псевдоним у героини романа Пруста «В поисках утраченного времени». Упомянутая в нем Доротея Саган - внучка Бирона, фаворита Анны Иоанновны, преуспевшая в дипломатических интригах.
Самой Франсуазе тоже довелось повращаться в высших кругах. Поговаривали о ее романе с Франсуа Миттераном, хотя она уверяла, что их связывает только дружба.
Она лукавила - не только. Причем дело не в сексе - любовников у мадам хватало и без него.
В 90-х Саган влипла в международный скандал. Согласилась услужить нефтяной компании Elf, чтобы той разрешили осваивать месторождения в Узбекистане. Нужно было подкатить к хворающему уже президенту и убедить его надавить на Ташкент.
- Я и не знал, что вы выступаете в роли Маты Хари, - съязвил тогда Миттеран.
Но просьбу приятельницы выполнил.
За услугу литераторша получила от Elf более полумиллиона евро, которые пустила на ремонт дома в Нормандии. Но вскоре после отставки Миттерана ее обвинили в неуплате налогов. Нашлись и другие задолженности - в итоге сумма выросла до миллиона. Выплатить его Саган не смогла, у нее забрали дом, мебель, заблокировали счета. Многие публичные люди взывали к властям: мол, Франция убивает своего последнего литературного гения. Но их не услышали. В итоге Саган умерла нищей. Долги перешли по наследству ее единственному сыну - фотографу Дени Уэстхоффу, который расплатился только в 2019-м.
Азарт в крови
Отец внушил Франсуазе, что деньги, полученные в юном возрасте, могут обернуться большой бедой. Мол, лучше быстро их потратить. Саган покупала виллы, возила друзей на курорты, оплачивая дорогие гостиницы, отправляла чеки тем, кто обращался к ней в письмах с просьбой оплатить, например, покупку нового утюга. «Деньги - плохой хозяин, но хороший слуга» - любила повторять она.
Литераторша обожала играть в казино, уверяя, что азарт у нее в крови - от русской прабабушки по линии отца, чем очень гордилась. Всегда ставила на 8 и часто выигрывала.
А первый гонорар спустила на покупку дорогого «Ягуара». Носилась со скоростью 200 км/ч и едва не погибла в ДТП. Врачи сотворили чудо, собрав ее скелет по кусочкам. Но лихачить она не перестала. Друзья называли ее «дьяволенком за рулем».
Кстати, именно после аварии в госпитале она получала для обезболивания морфин, к которому пристрастилась на всю жизнь. И при этом никогда не ограничивала себя в алкоголе. Когда же из-за проблем с поджелудочной врачи запретили ей пить, увеличила дозы сильных наркотиков. Однажды ее имя нашли в контактах наркодилера, задержанного полицией. Знаменитая женщина отделалась условным сроком и штрафом.
Короткие браки
Первый ее муж - издатель Ги Шоллер - был старше на 20 лет. Франсуаза приняла предложение, рассудив, что «хорошо чувствуешь себя в своей шкуре, пока есть человек, который эту шкуру гладит». Но размеренная супружеская жизнь вызывала у нее смертельную скуку. Через два года развелась.
Второй брак - с бывшим летчиком Бобом Уэстхоффом, ставшим манекенщиком, и вовсе продержался год. Зато родился сын.
Поговаривали, что Франсуаза не стеснялась заводить любовниц. Ей приписывали романы с Авой Гарднер, Жюльетт Греко, другими знаменитостями. Самые нежные отношения связывали писательницу с дизайнером Пегги Рош. Франсуаза слушалась подругу беспрекословно, даже отказывалась от рюмки, когда та запрещала.
Умершую в 1991-м Пегги похоронили в могиле со вторым мужем Саган. А в 2004-м к ним присоединилась и сама писательница.
Оставить комментарий