Латвия решила бороться за пальмы и баобабы: для этого ограничат импорт мебели

Наша Латвия
BB.LV
Дата публикации: 13.02.2024 07:05
Латвийский покупатель теперь заплатит и за тропический лес.

Меры по закручиванию гаек сельхозимпорта из России и Белоруссии, которые предприняли Министерство земледелия под руководством Армандса Краузе (Союз зеленых и крестьян), не увеличили популярность ведомства среди фермеров. Протестующие крестьяне требуют отставки министра.

Решив не останавливаться на достигнутом, Минземледелия на прошлой неделе озвучило идею ввести новые импортные ограничения.

Зеленый шум "третьего мира"

На сей раз мы не бежим впереди паровоза — но слушаем Евросоюз, который, как известно, борется за все хорошее. Вот и принятая в 2023 году Брюсселем Регула обезлесения, призвана обеспечить сохранение природных богатств Земли. Чтобы в развивающихся странах не было соблазна сводить леса — ради древесины ли, или в угоду выращивания сырья для биотоплива — ЕС предполагает с 30 декабря 2024 года применять новый порядок ввоза сырья и изделий, исходящих с земель "лесной деградации".

Причем "лесная деградация" может быть даже не вызвана человеком — главное, чтобы из вновь образовавшихся степей и пустынь ничего в благословенную Европу не везли. Она брезгует.

"В список Регулы обезлесения включены древесные материалы, сельскохозяйственные продукты (говядина, мясо и кожа крупного рогатого скота, кофе, какао, соя, пальмовое масло и его производные, жмых сои и пальмового масла и т. д.) и каучуковая резина, — указано в информационном сообщении Минземледелия, которое размещено на портале проектов правовых актов Латвии. — В будущем предусматривается включить также кукурузу и, возможно, еще ряд других продуктов и изделий".

Стоп, секундочку — а разве все вышеперечисленное не производится на бывших лесных землях в самом ЕС? Пряные колониальные товары, понятно, не растут в Старом Свете чисто по причинам климатическим, однако тучные стада пасутся по полям Германии и Франции в тех самых местах, где когда–то шумели дубравы. Теперь же ЕС требует, чтобы буквально с каждой товарной партии из "третьего мира" отправлялась импортная декларация с геолокацией места производства. И если выяснится, что данное сырье или изделия были выпущены на месте бывших лесов, то оные в Евросоюзе не примут.

К сожалению, в приведенном документе указываются лишь ограниченные временные рамки, на которые распространяется вышеупомянутый процесс обезлесения. Плохим признается только обезлесение после 31 декабря 2020 года.

А ведь самые масштабные вырубки в "третьем мире" случились раньше. К примеру, если некая страна Африки обрела независимость в судьбоносном для Черного континента 1960 году, а почву освободили от растительности годом ранее, т. е. при власти просвещенных европейцев, то такая практика считается приемлемой.

С точностью до 4 га

Государства и регионы будут оцениваться по шкале из трех степеней риска. Сам продукт, к примеру, говядина, может быть произведен в зоне отсутствия всяческого обезлесения. Но если использовался соевый корм из зон, где в последние 4 года были уничтожены леса, то его в ЕС ввозить будет запрещено.

Минземледелия подчеркивает: "Участникам рынка нужно будет обеспечить, чтобы происхождение продаваемых ими продуктов можно было бы отследить до участка земли, где тот производится: если более четырех гектаров — надо указать полигон, если до четырех гектаров — пункт, или о крупном рогатом скоте и говядине — до закона, где скот содержится.

Также участникам рынка нужно будет оценить уровень риска возможного несоответствия продукта и при существовании указанного риска нужно провести мероприятия и процедуры его устранения".

Работающие с продукцией "третьих государств" предприятия ЕС обязуют направлять отчеты в систему данных TRACES NT. Пока не будет проведена "соответственная проверка" (Due Dilligence), "конкретные изделия нельзя будет выпускать на рынок".

Как указало ведомство А. Краузе, в Лавтии уже началось "раннее тестирование" данной системы. Его проводят Центр сельскохозяйственных данных, Latvijas Valsts meZi и частная деревообрабатывающая компания Latvijas Finieris.

Что ввозит наша республика

Латвийская статистика знает все, и было установлено, что в 2022 году, к примеру, 23 предприятия страны провели 228 сделок по импорту говядины из развивающихся стран. Самым большим спросом пользовалось какао — 94 фирмы около 3,7 тысячи раз ввозили его партии с таможенными процедурами. Кофе импортировали 79 предприятий Латвии, пальмовое масло — 52 компании. Под полторы сотни нашлось юридических лиц — покупателей резины. Впрочем, всякий раз министерство фиксировало заново компанию и сделку — так что число фирм в реальности может быть ниже.

По оценке Министерства земледелия, наиболее важными для ЛР являются лесоматериалы и мясо из "третьих государств". Поставки кофе, какао, пальмового масла попросту нечем заменить — они у нас не выращиваются. Соя в ЛР произрастает, но недостаточно для потребностей рынка.

География импорта древесины в Латвию поражает — к нам везут сырье из Китая, Индии, Шри–Ланки, Малайзии, Таиланда, Индонезии, Южной Кореи, Японии, США, Турции.

Разумеется, во всех этих странах растет нечто экзотическое и недоступное в наших краях — но все же размах впечатляет на фоне ставшего привычным шоколада с Украины. Да, теперь его производителям придется доказывать проверяющим структурам ЕС, что какао–бобы, ввезенные из какой–нибудь Ганы, выдерживают самые строгие природоохранные нормы. Ну или это будут делать польские оптовики.

Самым занятным образом повлияет регула ЕС и на непродовольственную индустрию ЛР. Так, в частности, резиновые камеры и ленты транспортеров должны будут исследоваться с точки зрения происхождения каучука. А глицерин — от места произрастания пальм, которые дали исходное масло. Здесь уже зовут на помощь Министерство экономики, пусть подключается.

В общем и целом можно суммировать — Брюссель в очередной раз выстрелил себе в ногу. На разбалансированном из–за войны в Украине продовольственном рынке директивно вводятся безумные нормы, которые на практике невозможно будет осуществить, в первую очередь из–за несоответствия, а то и полного отсутствия административных ресурсов в Африке, Азии и Латинской Америке.

Допустим, японская фирма с удовольствием вышлет сертификат с иероглифами на рисовой бумаге — но какова будет цена бумаг из стран, славящихся своей коррупцией? Впрочем, они–то лапу сосать не будут — все с удовольствием купят Китай и Россия. А страдать, как всегда, "ответственному потребителю" ЕС.

ТАКЖЕ В КАТЕГОРИИ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ