В Латвии будут лечить по-новому: докторов хотят подчинить воле больных

Наша Латвия
BB.LV
Дата публикации: 26.02.2024 07:05
В Латвии будут лечить по-новому: докторов хотят подчинить воле больных

Чем обязан больному лечащий врач, что должен сообщать доктор, как помещают в больницу детей — все это регламентируется нормативными актами. Вскоре в Латвии изменят Закон о правах пациента, на днях новую редакцию обсуждала подкомиссия Сейма по общественному здоровью под руководством Лиги Козловской (Союз зеленых и крестьян).

За прозрачность лечебного процесса

Рабочая группа по совершенствованию защиты прав пациентов была создана более двух лет назад распоряжением тогдашнего министра здоровья Даниэлса Павлютса. В аннотации указывается, что нынешнее определение лечащего врача имеет слишком общий характер и не соответствует современному характеру медучреждений, когда за каждый эпизод лечения отвечает отдельный доктор.

Необходимо также усилить ответственность руководителей, которые "были бы способны доказать, что лечебное учреждение работает с правами пациентов системно…" Лечащиеся в конкретном заведении лица должны иметь возможность обратной связи, предоставления жалоб, предложений и благодарностей.

Как известно, медицина у нас давно уже не бесплатная. Поэтому, полагает Минздрав, "недопустима ситуация, когда оказывающий услуги ухода за здоровьем информирует пациента о затратах только после оказания услуг (за исключением случаев, когда пациенту оказывается срочная неотложная помощь)".

"Информация о стоимости услуг ухода за здоровьем нужно быть не только публично доступной, но также обеспеченной пациенту до начала планируемого лечения. Существуют случаи, когда пациент о необходимости проводить соответственный платеж информируется только после проведения манипуляции, таким образом создается для пациента ситуация, при которой пациент не способен расплатиться за оказанные услуги".
6–я часть 3–й статьи Закона предусматривает, что в выписке по окончании лечения пациент должен получать информацию обо всем оказанном лечении, его обосновании, а также результаты функциональных оценок.

"Необходимо предусмотреть право пациента получать эти документы во время лечебного процесса, — предлагает Минздрав. — Это обеспечило бы пациенту право знать о его состоянии здоровья, информацию о предоставляемых ему лечебных услугах (о проведенных исследованиях или результатах анализов) и активно содействовать в своем лечении".

Разумеется, доктор обязан исходить из принципа "не навреди", и потому 7–я часть статьи 4–й Закона указывает, что "пациенту информацию можно не предоставлять только в том случае, если в распоряжении врача есть сведения или акты, что получение информации существенно угрожает жизни или здоровью пациента или иного лица". Кстати, 8–я часть той же статьи определяет возможность самого пациента отказаться от получения такой информации — устно, письменно или иным образом.

Пять шагов сотрудничества

"Существуют ситуации, когда пациентам необходима особая физическая и эмоциональная поддержка, например, когда они узнают о тяжелой или неизлечимой болезни", — констатирует документ Минздрава. Бывает, что больные в силу своего возраста ощущают тяжесть или эмоциональную чувствительность к предоставляемой врачом информации. Особенно важна последняя при проведении терапии редких заболеваний.

Отныне в Латвии хотят ввести пятиступенчатую систему "сотрудничества пациента и лечащего лица":

1) пациентов или его близких призывают участвовать в принятии решения о лечении;
2) лечащее лицо информирует о рисках и возможностях терапии;
3) лечащее лицо убеждается, что его поняли;
4) пациент или его близкие получают время для принятия решения;
5) лечащее лицо предлагает план дальнейших действий.

"Пациент есть тот, кто делает лучшее решение в отношении своего лечения, основываясь на информации, которая ему предоставляется", — такую концепцию выдвинул авторский коллектив выпущенного в Риге труда "Медицинского права" (под редакцией С. Слокенберги и С. Олсены).

С подобной формулировкой согласиться непросто — ибо уровень знания о медицине у подавляющего большинства людей, мягко говоря, начальный. Но так или иначе "лечащему лицу вменяется обязанность принимать во внимание выраженную пациентом волю в отношении достижимого результата, таким образом обеспечивается автономия пациента в принятии решения…"

Впрочем, никто не настаивал и ранее. Ваш автор может засвидетельствовать, что когда в результате ДТП он получил множественный осколочный перелом плеча, то, несмотря на предложение хирурга провести немедленную операцию, лично он выбрал пассивное срастание. И, проходив болезненно пять месяцев с тяжелым гипсом, все–таки был вынужден пойти на операцию — врач оказался прав, сами по себе крупные осколки не срослись.

В чем сомневается врач

Как отметила Л. Козловска, Общество врачей Латвии высказало сомнения по ряду положений нового законопроекта. Дискуссии были длительными, поскольку в системе имеется "бюрократическая нагрузка".

"Мы, может быть, не поняли друг друга, что–то не сработало в коммуникации", — предположил Артем Уршульский, нынешний парламентский секретарь Минздрава. С другой стороны, юрист Сейма Илзе Вилка не видит проблем в редакции закона. Несогласны парламентарии: "Знаю, как быть руководителем, врачом и пациентом, — высказалась экс–министр здоровья, ныне депутат от "Нового Единства" Ингрида Цирцене. — Мы могли бы порекомендовать профессиональным ассоциациям выработать направляющие линии, как права пациентов соблюдались бы в лечебных учреждениях. Как бы это отличалось при амбулаторном приеме, в практике семейного врача или стационаре. Например, в частной практике надо разработать такое положение. Мы пришли в такую невыполнимую ситуацию, когда только увеличиваем бюрократию".

"Поверьте мне — тот, кто соблюдает права пациентов, делает это и без такого документа", — заявила И. Цирцене.

Председатель правления Латвийского общества больниц Евгений Калейс сказал, что в стране имеется около 2000 мест, где оказывается медицинская помощь, и осуществление всеми особых планов взаимодействия с пациентами — нереально. "Это большая финансовая и административная нагрузка".

Вообще же руководство медициной в ЛР само по себе довольно болезненное дело. Хосам Абу Мери ("Новое Единство") — уже 19–й министр за неполные 34 года с провозглашения восстановления независимости. Ни один министр не проработал трех лет.

Во главе нынешнего бюро министра стоит — по совместительству — депутат Ропажской краевой думы Ренате Гремзе (избрана от "Консервативных") и парламентский секретарь А. Уршульский, который ранее служил политическим советником посольства США и консультантом комиссии Сейма по делам Европы.

Хорошо уже, что сам господин Абу Мери — уважаемый профессионал в сфере гастроэнтерологии. Поставит ли он здравоохранение ЛР на ноги — покажет ближайшее будущее, времени у министра не так чтобы много…

ТАКЖЕ В КАТЕГОРИИ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ