«Конечно, я не могу судить о том, правильная или неправильная стратегия. Честно говоря, я думаю, что бывают случаи, когда у пространства становится слишком тяжелый нарратив, и нужно позволить этому пространству изменить свое значение. Часто изменение пространственной перспективы меняет перспективу мышления», - сказал в интервью "900 секунд" режиссер Давис Симанис.
При этом он отметил, что Угловой дом была выгодна кинематографистам, поскольку можно было снимать самые сложные сцены, связанные с советским периодом или периодом советской оккупации в Латвии, заключением диссидентов или моментом оккупации, а также отдельные сцены военного периода.
«Угловой дом действительно имеет именно ту тяжесть, которая есть в этом доме, может быть, его следует оставить, нужно позволить ему превратиться во что-то совсем другое. На самом деле, возможно, ему стоит вернуть первоначальный вид, поскольку на самом деле это была гостиница или домом под аренду. Изначально не планировалось, что это будет репрессивное учреждение», - сказал режиссер.
Возможно, изменение смысла помещения может изменить и то, что оно не лежит «тяжелым камнем на человеческом сознании», сказал Симанис, добавив, что таким образом дом заставляет нас снова и снова возвращаться в положение жертвы.
«Для этого у нас есть музей оккупации, есть другие конкретные места, где могут работать эти учреждения памяти.
Может быть, это тот случай, когда надо дать этому измениться», - считает Симанис.
Напомним, государство, изрядно снизив цену, вновь выставляет на торги здание в центре Риги, где в советские времена располагался КГБ ЛССР. Некоторые возмущены: на их взгляд, это то же самое, как пытаться продать Освенцим.
Так называемый «Угловой дом» - шестиэтажное здание на улиц Бривибас и Стабу - был построен больше века назад, в 1912 году, как доходный дом с магазинами внизу.
Но в советское время в нем располагался НКВД Латвийской ССР, ставший затем КГБ ЛССР. И стояло оно в ту пору на углу улиц Ленина и Энгельса.
Комментарии (0)