Из моего личного опыта, связанного с медицинскими нуждами большой семьи: за последние месяцы общение с провизорами стало как-то проще. О многом можно договориться по телефону. Но когда узнаешь постфактум, сколько же стоили полученные бесплатно лекарства, брови поднимаются. Спасибо государству. Хотя, разумеется, лучше бы не иметь такого повода благодарить.
Снижение цен на 10–20%
Данный показатель должен быть достигнут в результате реформы, осуществленной по инициативе главы Минздрава Хосама Абу Мери. В ней предусматриваются, в частности, «единые, фиксированные расценки», «расширение индивидуальной компенсации», «прирост финансирования», «введение услуги фармацевта», «непрерывность деятельности малых аптек».
Каждый евро, вложенный в фармацевтику, окупается семикратно, утверждает Министерство здоровья. «Мероприятия улучшения финансовой доступности лекарств» обсуждались в июле на Комиссии Сейма по социальным и трудовым вопросам.
В утвержденных в начале 2024 года Кабинетом министров направлениях фармреформы, упоминаются также «единообразные принципы ценообразования лекарств как компенсируемым лекарствам, так рецептурным лекарствам». Необходимо обеспечить «повышение полагания (доверия) пациентов на систему здоровья».
Нет, ну а какие альтернативы-то, в самом деле? У нас их немного. Вот один знакомый, устав от местных эскулапов, полетел лечить сердце аж в Узбекистан. Присылал оттуда радостные посты – как там он все обследования проходит. И то сказать, везет же иногда и проживающим в Латвии российским гражданам… Но нам, прочим европейцам, остается надеяться на обещания врача-общественника от «Нового Единства»: «Солидарное вовлечение и вклад»; «Укреплять систему ухода за здоровьем, не только через доступность лекарств, но и фармацевтический уход».
Спору нет, Х. Абу Мери – первый практикующий врач на посту министра здравоохранения. И, судя по его декларации должностного лица, работающий неплохо – в 2023 году он по медицинской части получил свыше 40 тысяч евро, тогда как в качестве депутата Сейма – более 55 тысяч, а как министр 40 тысяч с лишним. В собственности Х. Абу Мери и совместном владении находится 10 объектов недвижимости – квартиры, строения, земля. Он управляет спортивным автомобилем Ford Mustang 2017 г.
Краткосрочная программа успеха
В документе для парламентской комиссии Минздрав особо напирает на «направления мероприятий для улучшения уже в краткосрочной перспективе доступности лекарств для пациентов».
В сфере ценообразования предлагается «разработать новый, единый и равноправный механизм… чтобы уравновесить цены лекарств, по сравнению с Эстонией и Литвой», а также «внести пересмотр ставки НДС».
В области компенсируемых лекарств есть идея «расширить Список компенсируемых лекарств новыми, инновационными медикаментами». Также – «определить больший размер компенсаций для медикаментов Списка компенсируемых лекарств».
В области доступности Минздрав также предполагает «равные условия для компенсируемых и рецептурных медикаментов», «доступность информации онлайн».
По сути, рынок фармацевтических продуктов из свободного – и, если хотите, дикого – возвращается к регулируемому порядку:
- цены производителей в Латвии не должны быть выше, чем в Литве и Эстонии; оптовые наценки – «фиксированные и одинаковые для всех медикаментов» (0,5 евро за упаковку); - аптечные наценки – «фиксированные, только 3 интервала» (до 2 евро – 0,5 евро, до 100 евро – 1,2 евро, от 100 евро – 2 евро). И обе последние категории – «существенно уменьшенные».
Услуга фармацевта за один рецепт должна стоить 1,5 евро, для малых аптек – 2,5 евро, что позволит сохранить эту критически важную для провинции инфраструктуру.
Кроме того, вводится «система особых льгот»:
-
освобождение детей в возрасте до 18 лет от взноса пациента за получение рецепта;
-
для хронических пациентов – возможность выписывать один рецепт на трехмесячное потребление лекарства;
-
поддержка индивидуальных аптек, проводящих социальную функцию в регионах;
-
освобождение малоимущих лиц от взноса пациента за получение рецепта.
«Основываясь на профессиональных соображениях, не на выгоде»
По мнению Минздрава, теперь у пациентов должны уменьшиться затраты и на дорогие медикаменты. Установка такова: «Аптекам выдавать лекарства, основываясь на профессиональных соображениях, не на выгоде. Но даже тогда – выгоднее выдавать лекарства дешевейшего производителя. Соответственно, большее потребление направится на дешевейшую группу и фактическая оплата жителями определенных активных веществ уменьшится». В видении Минздрава, новый порядок поможет «получить реальную независимость от оптовых торговцев». «Аптекам возможно зарабатывать от оплаты услуги, а не быть зависимой от скидки оптового торговца. Эта модель позволит продолжать коммерческую деятельность и развитие также аптекам, находящимся на селе и в населенных местах с малым количеством жителей».
«Уменьшится административная нагрузка, ибо в кассовой системе не нужно постоянно поддерживать различные цены на одни и те же лекарства в зависимости от статуса их компенсации».
В качестве примера на Комиссии Сейма по социальным и трудовым вопросам был приведен весьма широко используемый для предотвращения тромбоза вен антикоагулянт – его стоимость для пациентов до реформы была 75,13 евро, а после 33,82 евро (снижение на 55%). Существенно – на 19% – упали также цены на лекарства для профилактики сердечнососудистых заболеваний; лечения тревожных расстройств и бессонницы; стимулирования памяти.
«Медикаменты используют многие…»
Андрис Берзиньш, председатель парламентской комиссии (Союз «зеленых» и крестьян)
«О полноценном введении фармреформы можно будет говорить с начала 2025 года. Остаются вопросы, связанные с бюджетом – дискуссия по нему начнется в августе. Разумеется, в Сейме есть депутаты, которые ничего, кроме витамина C, не покупают. Однако все же медикаменты используют многие, потому обсуждение обещает быть предметным. Попытаемся быть конструктивными и не будем уходить в давнюю историю «лучших в мире аптек».
Инесе Каупера, директор Фармацевтического департамента Министерства здоровья
«В рамках плана уже выделены 20 000 000 евро на финансирование дефицита лекарств; в список компенсируемых лекарств попали 6 новых позиций».
Между тем деятельность аптек зависит и от их помещений – а сегодня значительная часть находится в зданиях крупных торговых центров. И, чтобы быть менее зависимыми, рижский фармацевтический бизнес постепенно обзаводится собственной площадью. Хотя в столице есть места, где аптеки работают по 100 лет…