Паломничество в Стамериену: храм в латышской глубинке, восстановленный русскими мирянами

Наша Латвия
BB.LV
Дата публикации: 05.10.2024 06:45
Храм, восстановленный всем миром

До цели было почти две сотни километров – навигатор предупреждал, что прибудем через два с половиной часа. Так бы оно и получилось, особенно если учитывать пару ремонтных светофоров на Via Baltica, задерживающих каждый минут по пять, – особо неприятно при почти пустой дороге.

Но вот поворот на Гулбене, и тут уже на проходящем вдоль лесов шоссе P27 можно выжать по максимуму из только что отремонтированного двигателя. Снижаем скорость в размеренном краевом центре, и следом идет Стамериена.

«Вы прибыли в точку назначения», – провозглашает приятный женский голос.

Восстановленная легенда

На самом деле причиной нашей поездки в место, где смыкаются Видземе и Латгале, послужил звонок читательницы bb.lv Эмилии Колосовой. Она напомнила, что исполнилось 20 лет освящению храма Святого Александра Невского в Стамериене – в реконструкции церкви ее семья приняла самое непосредственное участие.

Первый деревянный храм перешедшие в православие крестьяне поместья Стомерзее возвели в 1851 году. Приход рос, и в 1866-м его основательно перестроили. Когда же владелец усадьбы Иоганн Готлиб Эдуард фон Вольф женился на наследнице знаменитого рода Софии Потемкиной, то велел возвести на берегу озера монументальный храм в стиле барокко. Его сыновья Борис и Пауль закончили дело отца – над церковью вознеслись кресты из горного хрусталя.

foto3_resize.jpg

Увы, в годы безбожия церковь закрыли и устроили здесь склад запчастей местного совхоза. Но это и спасло храм от полного уничтожения – ведь в том же Даугавпилсе одноименный монументальный собор Александра Невского в 1969 году был взорван. В Стамериене восстановлением православной общины занялись молодые специалисты Александр и Ирина Сазоновы. Первое богослужение в еще разоренной церкви было проведено отцом Владимиром из Балви в 1995 году. А через неполное десятилетие благодаря усилиям бывшего капитана дальнего плавания, предпринимателя Олега Колосова и его супруги Эмилии церковь возродилась.

Архитекторы Латвии присудили ей «серебро» в номинации восстановленных зданий. Алтарь выполнили иконописцы классической православной школы в подмосковном Софрино, отделочные материалы поставили из Испании, а высший во всех отношениях элемент – те самые кресты на колокольне и главном куполе, точно как освященный архиепископом Рижским и Митавским Агафангелом в 1904 году, – из горного хрусталя с Урала!

DSC_4789_resize.jpg

Гунарс – церковный ключарь, отомкнул для нас массивные врата. Сейчас в храме богослужения проводятся дважды в месяц, священник приезжает из Резекне. Сегодня как раз праздник Воздвижения Креста Господня, самое время возжечь свечи и полюбоваться тихим торжеством света в высоком пространстве, насыщенном золотым и голубым. Невероятное ощущение совершенно пустого прекрасного храма, в окна которого заглядывают птицы...

По стенам – сохраненные реликвии. «Эту картину нашли на свалке», – показывает Гунарс на наивного ангела. Рядом в витрине небольшой колокол, и обломок другого, покрупней – сорванных атеистами. И вот еще знаковая фотография – Вайра Вике-Фрейберга у храма при посещении в 2004 году, вместе с православным священником и супругами Колосовыми.

ПОВЕРИЕ

Есть местная легенда – после разорения церкви в подвале долгие годы жила блаженная Аннушка, которая повторяла, что только когда восстановят храм, жизнь в Стамериене улучшится. Сейчас село действительно выглядит весьма привлекательно, по-прежнему бьет святой родничок, а молодые пары у протекающей близ церкви речки Погупе оставляют замочки на мостике.

Наследие фон Вольфов

Переселенцы из Силезии, немецкие бароны, поступили на русскую службу во время Северной войны – первым стал нотариус покоренной Нарвы Сигизмунд Адам Вольф, сделавшийся учителем детей генералиссимуса Александра Даниловича Меньшикова. Прожив долгие по тем временам 77 лет, основатель российской ветви старинного германского рода закончил свои дни вице-президентом Юстиц-коллегии в Петербурге. Его внук Иоганн Готлиб фон Вольф возглавлял в конце XVIII века Валкский уезд и ландрат всей Лифляндии – немцы тогда сохраняли свои привилегии в Российской империи. При Александре II фон Вольфы, так сказать, отошли от политики, сосредоточились на хозяйственной деятельности – и жемчужиной их владений было поместье Стомерзее.

DSC_4800_resize.jpg

Ныне, когда гуляешь по парку с вековыми деревьями и взираешь на башни и шпили выстроенного в 1850-е годы здания в стиле неоготики, которому в 1870–80-е годы добавили толику неоренессанса, кажется, что это какое-то фантастическое Средиземье. Давно прошли те времена, когда это был центр целой социально-экономической единицы, с водяной мельницей, льноткаческой мануфактурой, четырьмя корчмами и тремя школами.

В 1905 году дворец был беспощадно сожжен мятежниками, восстановлен в 1908 году, но спустя десятилетие подвергся национализации. В последующем тут размещался сельхозтехникум. Сегодня, впрочем, дворец в прекрасном состоянии, здесь размещается экспозиция исторического наследия Гулбенского края. Из неприметных динамиков по полянам льется расслабляющая музыка, повсюду цветы. Чудненько!

И тут же, без ограды, напоминание о том, что мы в глубинке – всякая аграрная техника, бороны, стройматериалы. Живет деревня.

Сельский час в Велене

Помните сюжет из «Ну, погоди!», когда Волк погнался за Зайцем на комбайне? Примерно такое ощущение мы поймали, когда из-за высоченной кукурузы на нас, подскакивающих на проселке, вырулило огромное заокеанское чудовище с вращающимся ротором. Доселе не встречал с нескольких метров анфас работающий комбайн, зрелище незабываемое. Но все было хорошо, мы вежливо разъехались с сельхозмашиной и загруженным ею прицепом, который тащил такой же могучий трактор.

Велене – село Лизумской волости Гулбенского края, сейчас вовсю погружено в уборочную страду кормовых культур. Парадоксально, но завезенное в начале 1960-х годов в не очень-то подходящих климатических условиях заокеанское растение пережило и «кукурузника» Никиту Сергеевича, и его многочисленных последователей, и смену государственности. Скоту нравятся сочные корма, хотя в наших широтах и не очень дозревают. А еще на фоне буйной растительности любят фотографироваться барышни, поставив машину на аварийки.

DSC_4814_resize.jpg

Велена – или, как ее именовали по бывшему поместью, Веллан – 90 лет назад была населена 266 жителями, сейчас тут менее сотни человек. Не лишним будет отметить местную лютеранскую церковь, мощно сложенную из полевых валунов, 1898 года. Тут даже сохранился 125-летний деревянный орган. Ну а речушка, что петляет поблизости и почти скрывается в зарослях, извещает о себе указателем: Гауя! Именно так, скромно, выглядит хитро извивающаяся самая длинная в Латвии река, к верховьям которой мы приблизились.

Подумать только, про Веллан до Первой мировой даже выпускали почтовые открытки. И пусть наше скромное упоминание сохранится об этом лифляндском селе и в XXI веке.

Ник Кабанов
Все статьи

ТАКЖЕ В КАТЕГОРИИ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ