Надену ласты – и в Саулкрасты! Жемчужине Видземского взморья 900 лет 0 1173

Наша Латвия
BB.LV
Изображение к статье: Устье Инчупе – вид с Белой дюны.

Устье Инчупе – вид с Белой дюны.

Согласно редакционному заданию – выяснить, где же еще можно позагорать в горячие июльские деньки, кроме Юрмалы, – я выехал строго в противоположном направлении. Вместо юго-запада от Риги, где лежит самый раскрученный курорт родной Латвии, на северо-восток, где чередой расположены городки и поселки Видземе. Светило яркое солнце и, как говорится, ничто не предвещало…

Заодно и помылись

Свинцовые тучи как-то нехорошо сконцентрировались непосредственно над заключительным участком улицы Бривибас, переходящим в Псковское шоссе или трассу A2, и вскоре на ветровое стекло упали первые крупные капли. Очень скоро дождь перешел в ливень, потом в сплошной вал воды, падающий с неба. При этом наша машина медленно ползла в потоке стремящихся на выезд из Риги, временами совсем останавливаясь. Ожидаемое время прибытия в Саулкрасты, отображаемое на навигаторе, постоянно росло. Самым же противным оказался затор при подъеме на развязку-лепесток за Берги, при переходе на шоссе А1, тут мы застряли надолго – думали, какая-то авария, а компьютер машины тем временем показал дефицит охлаждающей жидкости. И надо же такому случиться – перегрев мотора в пробке, это довольно распространенный диагноз по жаре, но как бы очень не хотелось бы встать вот тут и сейчас.

Когда наша кавалькада, наконец, поднялась на горку и вползла в озерное дефиле между Малым и Большим Балтэзерсами, мы все же поехали, причем благодаря сутолоке как раз в полном соответствии с местным ограничением скорости. На всякий случай, Via Baltica – это всегда возможность привезти домой, как клеща из леса, очередной радарный штрафик. В режиме ползания изучили через окно выдающиеся шедевры градостроительства богатого села, которое стали застраивать еще в социализме – работники торговли и прочие лучшие люди. Здесь и посейчас оченно чинно, но не в Балтэзерс сейчас лежал наш путь, как и не в Адажи, Царникаву или Лиласте – сами по себе отличные населенные пункты, а в бывший центр колхоза-миллионера так и вовсе полноценный город с 1 июля 2022 года.

Как раз где-то среди просторных адажских полей, наконец, получилось развить установленную ПДД скорость, температура охлаждающей жидкости не росла, хотя красный треугольник продолжал угрожающе гореть. Пересекли Гаую, темную и вспухшую от дождя. Несколько раз сверкнули молнии, грома не слышал, ибо был в наушниках. В итоге вот оно, счастье – первая заправка, бежим за искомым продуктом и… натыкаемся на огромную очередь, на сей раз из людей. Что это такое, разряд электричества или кибератака, но барышня специально установлена у входа и предупреждает, что карты не обслуживаются, только наличные. Зато, как бонус, туалеты в этом центре сервиса работают без кассового чека – очевидно, в районе Пабажи-Веселиба не опасаются, что на стоянку совершить гигиенический ритуал зайдут представители социального дна. Отстояв ринду, заливаемся антифризом под горловину и удивляемся… совершенно сухому асфальту. Такой вот адресный циклон, как будто специально против непрошеных гостей.

Проселки и поселки

На самом деле Саулкрасты – это сразу несколько пересекающихся историй. Первыми обитателями здешних мест служили воинственные ливы, упоминания в Хронике Генриха Ливонского – с 1225 года!

Немецкий воин-поработитель выстроил тут капеллу Святого Петра, отсюда и топонимы-гидронимы. Сейчас на месте того самого святилища высится аккуратная церковка, возведенная в 1856 году на средства баронессы Аугусты фон Пистелькорс, хозяйки дворца Бирини.

saulkrasti-2.jpg

Дар баронессы Пистелькорс. Фото автора.

Свое же нынешнее красивое название это место обрело 21 марта 1933 года, когда были объединены два небольших рыбацких поселка – Петерупе и Нейбаде. Для нового названия объединенных деревень использовано место действия оставшейся в рукописи местного писателя Эмиля Цирулиса пьесы «Время цветов», или «Учительница Саулкрасты». Права города же получили 14 ноября 1991 года. С 2009 года является краевым центром Саулкрасты. Герб города Саулкрасты – закат на голубом фоне с четырьмя полосками серебряного и пяти зеленого цвета в основании герба. Герб утвержден в 1998 году, его автором является художница Гундега Руньге. Как въезжаешь со стороны Риги по одноименной улице – так сразу видны и местные флаги, и гордая надпись.

saulkrasti-3.jpg

Бедненько, но чистенько. Фото автора.

Территория города Саулкрасты включает ровную полосу приморских лесов от реки Инчупе и Кирэзера до Звейниекциемса на севере и порта Скулте. Граница города с морем на западе протяженностью почти 14 км, ширина города составляет 1-1,5 км, а на Востоке ее ограничивает железнодорожная линия Земитаны – Скулте. Через Саулкрасты протекают аж четыре реки – Инчупе, Петерупе, Кишупе и Аге.

Через Петерупе недавно перебросили чудненький арочный мостик, для пешеходов, – ну а русло Инчупе представляет собой, можно сказать, иконическое место, коим можно любоваться со знаменитой Белой дюны. Не в пример Юрмале, Саулкрасты все-таки рельефное место, и благодаря этому с возвышенности открывается отменный вид. Особенно на закате!

Для нас же в этот вечер подали коктейль из серости, духоты и комариков, среди коих едва угадывался кислород. Пара местных кундзе медитативно сиживали возле деревянных ежей, которые изрядно разбросаны по приморскому парку. Это довольно мило, хотя, вероятно, в темноте может напугать – кто же это такой уселся на скамейке? В смысле гигиены Белая дюна может дать сто очков вперед столице страны ЕС и НАТО – ибо тут имеется просто-таки монументальный санузел, в духе минималистического скандинавского дизайна, и совсем бесплатный.

Именно Саулкрасты сделались местом массовой дачной застройки от предприятий и организаций Риги в 50–80-е годы. Астра, Розе, Селга, Юбилея, Банга, ВЭФ – все эти конгломераты дач разного формата ныне весьма занятно объезжать по вполне цивилизованным асфальтированным дорожкам, дивясь на причуды строительства летних домиков, превращенных ныне в полноценные круглогодичные строения. А то и вовсе посреди такого оазиса социализма стоит цельный отель с парковкой и магазином.

Вообще, со снабжением и общественным питанием тут все в порядке – только бы теплую воду дали. Я имею тут в виду море! Залив у нас вроде как один на всех – однако на Видземском море и песок покрупней, и дно с большим уклоном, и ощутимо прохладней температура. Бодрит, разумеется, нереально.

Екатерина, ты была тут права

В Саулкрасты есть одно местечко, которое ныне как-то уж неполиткорректно упоминать – Катринас лиепас. Именно императрица Екатерина II в 1764 году, объезжая полвека назад завоеванные балтийские провинции, изволила искупаться в море, отчего пришла в восторг – и повелела усадить песчаный берег раскидистыми липами, живущими тут и посейчас. Кстати, и инфо на русском языке присутствует, несмотря на то, что Саулкрасты числятся самым что ни на есть форпостом национального духа.

saulkrasti-4.jpg

Та самая липа императрицы. Фото автора.

Последнее не зря – ведь тут живал Рейнис Каудзите (1839–1920), знатный латышский педагог и писатель. Сочинив на пару с братом Матисом первый этнический роман «Времена землемеров», он и в возрасте восьмидесяти лет рассекал тут на велосипеде. Музей двухколесного транспорта в Саулкрасты тоже достоин осмотра.

А вообще, тут даже очень неплохо зависнуть на целое долгое лето. Вот как, например, известный московский писатель Денис Викторович Драгунский, с коим мы отлично побеседовали в новеньком проекте в глубине соснового леса. Теперь таким как он, интеллигентам, сюда дороги нет. Ну а летний фестиваль джаза по-прежнему здесь!

Читайте нас также:
Ник Кабанов
Все статьи
11
1
1
0
0
0

Оставить комментарий

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ