Правящие, кажется, всерьез взялись за государственные и муниципальные предприятия. Реформа будет состоять из двух частей.
Как такое возможно?
Во–первых, как пообещала премьер Эвика Силиня после последнего заседания коалиции, планируется реформировать систему управления государственными и муниципальными предприятиями: будет сокращено число членов советов и правлений таких предприятий, а также повышены требования к претендентам на посты в совете и правлении.
Наша газета неоднократно обращала внимание на кормушку, которую устроили себе многие руководители (члены правления и советов) госпредприятий. Некоторые особо наглые и одаренные функционеры умудряются работать сразу в двух–трех советах, или одновременно в госпредприятии или муниципальном предприятии, и в частном бизнесе. Как это все возможно совмещать и успевать? Во–первых, система устроена таким образом, что члены совета могут на работе как бы и не появляться — кроме обязательных собраний и совещаний (пару раз в месяц), но это не мешает им получать ежемесячное вознаграждение. Критерии отбора на данные должности очень размыты, ответственность членов совета на порядок ниже или даже она весьма условная, в отличии от членов правления, которые осуществляют реальное управление.
Впрочем, размытые полномочия не мешают членам совета, еще и совмещая эту работу с подработкой (подработками), получать очень даже конкурентоспособное жалованье. Отдельные особо одаренные функционеры таким образом умудряются в месяц зарабатывать по 10–14 тысяч евро на руки.
Компании с потенциалом
Вторая часть реформы — это вывод части государственных и муниципальных предприятий на биржу. Во вторник по итогам заседания правительства глава минфина Арвилс Ашераденс сообщил, что правительство проанализировало вывод на биржу порядка 20 предприятий. Насколько можно было понять из высказываний министра финансов, предприятия будут направлять на биржу постепенно. Первым могут начать котировать акции национальной авиакомпании airBaltic. Это и понятно, учитывая, что этой компании нужно срочно возвращать взятые в свое время займы, а свободных средств катастрофически не хватает. В этом смысле продажа акций может привлечь быстрые инвестиции.
Следующим на биржу могут вывести Latvijas vēju parki — дочернее предприятия "Латвэнерго". Само "Латвэнерго" пока акционировать не собираются. А вот Augstsprieguma tīkls могут пустить на биржу, но после соответствующих изменений в законе, поскольку это предприятие стратегического значения, и абы кому продавать акции нельзя.
Глава Минфина видит хороший потенциал в котировке на бирже акций крупных столичных предприятий — "Ригас межи", "Ригас уденс", "Ригас наму парвалдниекс". Но очевидно, что это все произойдет не раньше 2026 года.
Продажей части акций госпредприятий власти надеются и биржу оживить, и инвесторов привлечь, и дать толчок дальнейшему развитию предприятий.