Тайны внешней политики: ведущие аналитики предсказывают Латвии непростые времена 0

Политика
BB.LV
В учениях Steadfast Defender 24 приняло участие 90 000 военнослужащих НАТО, что является крупнейшей цифрой со времен холодной войны. Фото NATO.

В учениях Steadfast Defender 24 приняло участие 90 000 военнослужащих НАТО, что является крупнейшей цифрой со времен холодной войны. Фото NATO.

Ежегодник Латвийского института внешней политики — 2024 не успел за внутренней повесткой: пока готовилось издание, в стране появился новый министр иностранных дел, и велеречивые высказывания любителя полетов на VIP–джетах теперь смотрятся как занятный анахронизм.

Зато прочие деятели, которые освятили дипломатическую линию Риги, все на местах. Что же предсказывают светлые умы нации?

"Заставив Латвию отбросить в сторону осторожность"

Таким был эффект полномасштабной войны в Украине на политику официальной Риги в международных делах, полагает Томс Ростокс, директор Центра исследований стратегии и безопасности Латвийской Национальной академии обороны. "Отношение влиятельнейших союзников Латвии в рамках НАТО было менее категоричным, поэтому Латвия старалась своим примером породить пример для союзников. Если бы Латвия избрала не формулировать ясное отношение против государства–агрессора, то почему бы военно сильнейшим государствам НАТО быть решительнее?"

"Полномасштабное вторжение России в Украине в 2022 году породило опасения о безопасности государств Балтии", — утверждает Т. Ростокс. Правда, не приводит в обоснование данной теории конкретных фактов. В числе подобных вашему автору были бы интересны сосредоточение российских войск вблизи границ Балтийских государств; строительство военных баз и транспортно–логистической инфраструктуры; проведение маневров.

За прошедшие 2 года активность подобного рода существенно сократилась — ведь все возможные ресурсы российской армии сосредоточены на юго–востоке Европы, которая представляет собой принципиально иной театр военных действий, в первую очередь географически. Где нет ни лесов, ни озерных дефиле, ни множества малых островов, которые столь характерны для европейского северо–востока и представляют собой огромные трудности для потенциального агрессора. Например, учитывая размеры острова Змеиный и те невероятные усилия, которые вокруг него предпринимались РФ, можно было бы масштабировать оные на Моонзундский архипелаг — который тоже вроде как положено захватывать при проведении операции против Балтии…

Вместо этого Т. Ростокс высказывает совершенно, на мой взгляд, фантастический сценарий: "С принятием решения Россией весной 2022 года отказаться от цели заполучить контроль над украинской столицей Киевом, существовала возможность, что Россия могла бы выбрать не продолжать наступление. В таком случае она сохранила бы военные возможности и личный состав, которые были бы растрачены при продолжении войны. С непродленным наступлением России были бы серьезные основания для опасений о безопасности Балтийских государств, ибо Россия могла бы обратить свой военный потенциал в другом направлении, где она надеялась бы столкнуться с меньшим сопротивлением".

Стоп, секундочку — а как же 5–я статья НАТО? Ведь наши североатлантические союзники заранее разместили в ЛР свои контингенты, во главе с могучими канадскими войсками, да еще и боевые испанские мачо и польские гусары. Оказывается, импровизированное киевское ополчение сумело сдержать русских круче, чем сильнейший военный альянс планеты. Печалька — однако и в самом ежегоднике содержится крамольная мысль про то, что НАТО это как символический кот Шредингера, логический парадокс, который в одно и то же время и жив, и мертв… Остается поверить, что восстановление вооруженных сил РФ до статуса, который был у них до начала вторжения, произойдет через 5–10 лет. Ну а до того времени Латвия и Эстония, например, выстроят "Ливонский щит" — так должна называться система ракет ПВО среднего радиуса IRIS–T. Однако если учитывать, что, по словам Зеленского, русские наносят по Украине 1000 только воздушных ударов в неделю — такой плотности воздушного наступления полностью не выдержит ни один зенитный "зонтик", даже если к нему приплюсовать корабли и самолеты НАТО.

"Поддержка давления против России, используя санкции ЕС"

Такую тактику предлагает использовать в своей статье для ежегодника советник министра обороны Латвии Имантс Лиегис. Санкции должны быть централизованными, их надо "максимально увеличивать". В его видении, Латвии "удалось пережить" драматические энергопотрясения, газ поступает в Инчукалнское хранилище по альтернативным маршрутам — и потому страна даже смогла без особых переживаний отказаться от строительства терминала по приему сжиженного газа в Скулте. Что и требовалось доказать — затея изначально была политической постановкой Консервативной партии, и с отправкой оной на скамейку запасных потеряла актуальность.

Но если даже что–то в товарообмене с РФ еще разрешено, то "Латвия продолжит обращать внимание на моральные последствия, которые порождает продолжение торговли несанкционированными товарами с Россией, а также попытками обойти имеющие силу санкции". "Латвийским учреждениям при посредстве Службы государственной безопасности, несомненно, нужно будет работать, чтобы усилить уголовное преследование предприятий, нарушающих санкции…"

Тех же миллиардеров из РФ, которые стремятся понравиться Латвии, господин Лиегис отправляет к Михаилу Ходорковскому, который считает: "Санкции поставили точку на влиянии, которое осуществляют такие люди как Авен, ставшие агентами режима Путина и чрезвычайно опасными для политической системы Запада".

"Дальнейшее ослабление народного хозяйства России и большее давление на стоимость валюты могли бы продолжаться и в 2024 году", — оптимистично заявляет И. Лиегис. Однако с ним не совсем солидарен Всемирный банк — по прогнозам данной весьма авторитетной финансовой организации, РФ в текущем году ждет рост на пару процентов, тогда как крупнейшую экономику Евросоюза, германскую, — всего на пару долей процента.

"Украина как главный приоритет Латвии, Европы и Запада"

Данным тезисом озаглавил доклад для сборника Сандис Шрадерс, лектор Балтийского оборонного колледжа. В нем он провел контент–анализ выступления главы МИД ЛР (впрочем, уже с приставкой "экс") перед Сеймом и заключил: ЕС упоминается 201 раз, Россия — 178, Украина — 149. США, со своей стороны, заняли 6–е место с 38 упоминаниями. Что все–таки очень почетно, особливо если подумать — а сколько раз американский госсекретарь называет нашу страну по имени, выступая перед Конгрессом…

Господин Шрадерс констатирует: "Хотя и либерально–демократический мировой порядок лучше всего соответствует интересам малых и средних государств, эта тень возвращения геополитического реализма для Латвии, Балтии и также прочих европейских государств экономику и соседские отношения ставит на намного низшие уровни приоритетов, чем безопасность, принимая во внимание происходящую в Украине борьбу, а также по меньшей мере последние два десятилетия возрождающуюся ревизионистскую и агрессивную Россию".

"Кажется, внешнеполитическое сообщество Латвии потеряло надежду на живущих в России демократических активистов…" — отмечает стратег. Потому главное — поддерживать Киев в военной сфере и готовиться к "Плану Маршалла для Украины".

ЧИСЛЕННОСТЬ АРМИИ

До 2027 года в Латвии количество личного состава Национальных вооруженных сил в военное время должно быть доведено до 61 000, из них 31 000 в мирное время и 30 000 военнослужащих резерва. На все это страна будет тратить 3% ВВП в год.

Комментарии (0)