«В этом проекте много источников финансирования», – заявила премьер-министр Эвика Силиня («Новое Единство»), выступая на парламентской следственной комиссии по изучению обстоятельств строительства Rail Baltica.
Глава правительства не исключает, что нашумевший проект будет реализован в ключе публично-приватного партнерства, тем более что многие предусмотренные станции имеют народнохозяйственное значение, а также военную составляющую, и ко всему прочему должен бы укладываться в доктрину «зеленой экономики», потому должно подключиться и Министерство климата и энергетики!
Латвии не хватает 4,5 миллиарда евро
В целом премьер явно чувствовала себя не в своей тарелке – нечасто приходится оказываться фактически под следствием, ведь на комиссии постоянно сидит и приглашенный прокурор. Потому глава правительства вначале высказывалась достаточно раздраженно. «У меня такое впечатление, что вы пришли на политическую борьбу», – охарактеризовал напряженные ответы Э. Силини председатель следственной комиссии Андрис Кулбергс («Объединенный список»).
Но и у Сейма есть претензии к исполнительной власти:
– Нет никакого финансового надзора за этим проектом, нет ни таблицы Excel, ни фамилии. Так не может продолжаться, как эти 10 лет, – заявил оппозиционный депутат.
– У вас своя работа, у меня своя, – ответствовала премьер. Зато госпожа Силиня открыла, что, оказывается, Rail Baltica можно интегрировать в Latvijas Dzelzceļš! С этим согласился и А. Кулбергс: негоже, что в такой маленькой стране две железнодорожные компании.
«Неприемлемым» председатель комиссии назвал отношение Министерства финансов во главе с Арвилсом Ашераденсом, сопартийцем Э. Силини. Несмотря на то, что бюджет Латвии на 2025 год находится на финишной прямой, до конца непонятно, сколько же денег потратят на скоростную железную дорогу с европейской колеей. На это глава правительства ответила, что пока еще не готова подписать документы о выделении средств, ибо «до конца не договорились».
А. Кулбергс рассказал, как дела с Rail Baltica обстоят у наших северных соседей. В Эстонии, где он поучаствовал в заседании органов железнодорожного строительства, «все в одной лодке». В Латвии же все запущено, и это «создает угрозу» всем трем государствам Балтии. На это госпожа Силиня заметила, что и у эстонцев недостает полумиллиарда евро.
– А у нас – четырех с половиной миллиардов, – сказал Андрис Кулбергс. На это премьер высказалась: «Всегда есть возможность проект заморозить, прекратить».
– Идеального решения не существует. В государственном бюджете найти эти деньги будет очень трудно. Министерство сообщения очень борется за Ригу, – сказала глава правительства.
Вероятно, можно будет соединить уже построенные участки с сетью, которую обслуживают полюбившиеся латвийцам чешские электрички ViVi. Вообще же, «Европа никогда не скажет «нет». Главное, чтобы были физически соединены три Балтийских государства (не сказано, что их столицы!).
«Мы Ригу не исключаем»
Как оговорилась Эвика Силиня, вопрос о присоединении столицы ЛР к тому, что останется в итоге от первоначального, амбициозного проекта Rail Baltica, окончательно не снят с повестки дня. Еще до Нового года продолжатся обсуждения вариантов решения – какой же путь предпочтительней, с участием Саласпилса либо аэропорта.
Депутат Скайдрите Абрама («Прогрессивные») засомневалась в экономической составляющей Rail Baltica, но указала, что дорога обладает важной военной стороной. И то сказать – ведь ее партайгеноссе Андрис Спрудс возглавляет Министерство обороны. На это Эвика Силиня высказалась в том смысле, что Rail Baltica начинали строить еще тогда, когда Министерство сообщения возглавлял Айнарс Шлесерс! Вот, наконец, найден стрелочник...
– Это непростой проект. Мы не договорились о максимальных потолках, – продолжила премьер.
– Будучи на политической должности, вы должны принимать болезненные решения, которые сейчас болтаются в воздухе, – заявил Андрис Кулбергс. – Очевидно, что придется принимать поправки к бюджету, если не сейчас, то в 2025 году.
– Еще раз повторю: я жду ясной модели управления, должен быть механизм, чтобы этот проект двигался вперед. По подорожанию, которое озвучили строители, – я не собираюсь эту сумму платить, – выступила Эвика Силиня как строгая рачительная хозяйка.
Кристапс Криштопанс («Латвия на первом месте») поинтересовался планом премьера по Rail Baltica хотя бы на год. Эвика Силиня сказала, что «хотела бы», чтобы стало ясно, из каких средств будет осуществляться строительство рижского узла; произошла бы интеграция с LDz; утвердилось бы устойчивое руководство строительством. Помимо прочего, на стройку можно было бы пустить деньги на борьбу с изменением климата!
– Это могло бы решить проблему? – с сомнением высказался Андрис Кулбергс. По словам участника следственной комиссии, она идентифицировала риски Rail Baltica, и сказанное премьером расходится с этой информацией. Премьер предложила взяться за решение отдельных проблем – скажем, вместо комбинированного железнодорожно-автомобильного перехода через Даугаву близ Саласпилса построить только мост для поездов.
Строители высасывают цену из пальца
Да, не так красиво, но зато столько денег можно сэкономить! Вообще, вольный подход к данному стратегическому проекту происходит в соответствии с метафорой Андриса Кулбергса: строим, как самоуправление – спортивный зал.
Не выдержав напряжения, ранее суровая Эвика Силиня все же рассмеялась.
– У премьера, кроме Rail Baltica, еще много и других проектов! – высказалась она о наболевшем. – Происходит «наслоение» всяческих незаконченных дел.
– Согласны полностью, – сказал Андрис Кулбергс. Но парламентских следователей все же очень беспокоит и то, что 1 км новой железной дороги в Латвии выходит гораздо дороже, чем в Литве и Эстонии. «Цена не может оставаться такой, здесь – финансовая дыра. Договор о строительстве не базируется на проектах, цена строителя высосана из пальца». «Это ненормальная цифра для Латвии», – подтвердил Амиль Салимов (фракция «Стабильности!»). К тому же, когда и если Rail Baltica все же проложат, ежегодно на содержание дороги будут необходимы 100–200 миллионов евро!
При всем прочем над огромным количеством документов Rail Baltica довлеет гриф секретности. На что премьер сообщила, что классификацией делопроизводства занимается Министерство сообщения, и ей трудно судить, почему бумаги о строительстве попали в категорию государственной тайны. Вообще же, «это общий порядок в государстве...»
Так что вполне может быть, что, несмотря на большое количество рассекреченных распоряжений, всей правды о подноготной Rail Baltica мы не узнаем никогда. Но что приятно удивило, так это откровенное признание Эвики Силини, что среди министров Латвии уже проходили неформальные переговоры о том, чтобы это строительство прекратить совсем!
Комментарии (0)