Ну кто сказал, что наша страна неспособна занимать первые строчки разных экономико–социальных рейтингов ЕС?! Способна, да еще как! Только, увы, это все первые места… с конца.
По инфляции — лидеры!
Так, по итогам второго квартала Латвия уверенно вырвалась в лидеры… по темпам роста инфляции в Евросоюзе!
Впрочем, мы способны бить рекорды и по итогам года: Латвия в минувшем году отметилась самым стремительным сокращением населения в Евросоюзе. Мы по этому показателю опередили Венгрию, Польшу и Эстонию.
Если же оценивать демографические показатели за последние 10 лет, то по уменьшению населения мы заняли третье место с конца — еще хуже в последнем десятилетии была демографическая ситуация только в Болгарии и Хорватии. Любопытно, но в Эстонии за 10 лет, напротив, произошел значительный прирост населения!
Транжирить средства — это наш конек
Впрочем, в чем–то Латвия опережает многие страны ЕС — например, по расходам бюджета в процентах по отношению к ВВП. По этому показателю наша страна скоро приблизится к среднему уровню ЕС. Если в среднем в ЕС расходы бюджета составляют 49,2% от ВВП, то в Латвии этот показатель на уровне 45,7% от ВВП. То есть мы живем на широкую ногу — словно являемся экономическими лидерами континента.
Разумеется, по этому параметру мы догнали и перегнали наших балтийских соседей: Эстония тратит 44% от ВВП, а бюджетные расходы Литвы составляют всего 39,5% от ВВП. Кстати, Литва уже давно обогнала нашу страну по всем экономическим показателям!
Долги наши
Зато Латвия обогнала Литву и Эстонию… по объему внешнего долга. Долг государства и самоуправлений в Латвии превысил 20 миллиардов евро, что составляет 48% от ВВП. Тогда как у Литвы госдолг составляет 38,2% от ВВП, а внешний долг Эстонии — всего 23,6% от ВВП!
Рост госдолга свидетельствует о том, что пока правительство работает, мягко говоря, неэффективно. Даже на реализацию основных приоритетов деньги, судя по всему, нужно будет занимать. А значит, размер госдолга и дальше будет расти.
Таким образом, возрастут и расходы латвийских налогоплательщиков на его обслуживание. В этом деле мы тоже уверенно обогнали Литву и Эстонию. В 2023–м обслуживание внешнего долга обходилось в 207 миллионов евро, а в этом — уже в 525 евро, то есть рост в 2,5 раза! В следующем году обслуживание долга нам обойдется в 626 миллионов, а в 2027–м — уже в 689 миллионов!
Отметим, что за первые четыре месяца этого года бюджетный дефицит составил 777 миллионов.
Финансы, что называется, поют романсы и перспективы пока, мягко говоря, туманные. Вспомним и о дефиците средств на продолжение реализации Rail Baltica, а тут еще и долгосрочные финансовые проблемы в национальной авиакомпании airBaltic…
Четыре ответа правительства
Каков же ответ правительства на сложившуюся сложную финансовую ситуацию? Давайте посмотрим.
Ответ первый — сокращение расходов бюджета. Пока, правда, министрам удалось наскрести по сусекам в общей сложности 150 миллионов. С учетом общей расходной части бюджета — более 17 миллиардов, сокращение на 150 миллионов выглядит каплей в море.
Второй ответ — уменьшение бюрократии, чтобы упростить ведение бизнеса и тем самым повысить экономическую активность в стране.
Третий ответ — постепенный вывод на биржу части акций государственных и муниципальных предприятий, дабы привлечь инвесторов и таким образом получить свободные средства.
Четвертый ответ — опять–таки внешние заимствования.
Между тем реальных сокращений в госуправлении пока не планируется. Не планируется и создание государственного инвестиционного банка.
Чтобы капитал работал в Латвии, правительство планирует создать мощную телекоммуникационную компанию LMT–Tet. По замыслу властей, это позволит вкладывать те же средства пенсионных фондов в латвийскую компанию, а не размещать накопления латвийских пенсионеров за рубежом.
Вроде бы звучит логично, однако надо дождаться, как это все будет работать на практике. Многих экспертов смутило заявление министра экономики о том, что параллельно с выводом акций на биржу планируется привлечь стратегического международного инвестора.
Возник логичный вопрос: зачем же выкупать акции у одного международного инвестора (Telia), который специализируется на бизнесе в сфере телекоммуникаций, чтобы потом искать другого международного инвестора?! В чем здесь фишка? Не лучше ли было бы сразу продать контрольный пакет международному инвестору и не тратить 500–600 миллионов евро из бюджета "Латвэнерго" и Латвийского телерадиоцентра, которые могли бы пойти в госказну?
Впрочем, пока нет никакой уверенности в способности правительства все–таки оживить экономику Латвии. Так что, похоже, наша страна еще долго не сможет покинуть первые места рейтингов… с конца.