Наш телеканал представляет очередной выпуск программы "Европейский разговор", поднимая тему сохраняющейся дискриминации людей с ограниченными возможностями.
Жизнь с инвалидностью в Европе зачастую и сегодня - путь с препятствиями и дискриминацией. Паралимпийские игры 2024 года в Париже вернули эту тему в фокус общественной дискуссии, но впереди, говорят правозащитник и сами инвалиды - огромный объем работы.
Неслучайно: ту или иную форму инвалидности в ЕС имеет 101 миллион взрослых и это - свыше четверти населения Европы. Более половины представителей этой группы признают, что подвергаются дискриминации, треть инвалидов рискует оказаться в нищете.
Национальная политика членов ЕС в области инклюзии сильно различается. Программа European Stories посетила Нидерланды, страну, где внедрили большую линейку мер, гарантирующих права людей с ограниченными возможностями (правда, недавно ООН раскритиковала страну за сохраняющиеся в этой области недостатки). Амстердам, к примеру, имеет намного больше удобств, чем многие крупные города Европы. Тем не менее сама организация городского пространства сложна для колясочников. "Нельзя переделать все!"
"Чтобы пользоваться инвалидной коляской в Амстердаме, нужно быть первоклассным спортсменом!" - смеется Кес-Ян ван дер Клоостер, проносясь по узким улочкам вдоль знаменитого амстердамского канала. В 2001 году он упал со сноуборда, с тех пор у него парализованы ноги. Кес-Ян при этом является многократным паралимпийским чемпионом по лыжным гонкам.
"Амстердам - старый город, во многих домах - узкие лестницы, и добраться куда-то на инвалидной коляске очень трудно. Как трудно пересечь изогнутые мосты", - рассказывает он. - Но мы должны быть реалистами, нельзя же переделать все старые здания или сровнять мосты!"
Кес-Ян несколько лет назад ушел из спорта, и теперь занимается коучингом в рамках созданной им небольшой фирмы. Цель - научить людей с ограниченными возможностями преодолевать препятствия, с которыми они сталкиваются в ежедневной жизни. По наблюдениям нашего собеседника, такой прагматичный подход зачастую дает людям больше уверенности и защищенности, чем все национальное и европейское законодательство для инвалидов.
"Мы создаем своды правил, которые иногда бывают полезны. Но в своей работе я убеждаюсь, что могу многое делать эффективно с минимальным количеством правил", - говорит он. Что можно сделать?
Так, действующие сегодня европейские директивы направлены на обеспечение прав людей с ограниченными возможностями в области транспорта, трудоустройства и доступа к товарам и услугам, особенно цифровым.
Новая европейская карта инвалида, суммирующая права и льготы, а также карта для парковки должны быть введены в обращение по всему ЕС к 2028 году.
Иоаннис Вардакастанис, президент Европейского форума по вопросам инвалидности, отмечает, что и эти нововведения не решают всех проблем. "Возьмем пример свободы передвижения. Если я, например, решу переехать в другую страну ЕС, то там моя инвалидность не будет признана автоматически, - подчеркивает он. - Придется пройти новую экспертизу на установление недуга, до этого невозможно пользоваться какой-либо поддержкой".
Эксперт продолжает: "Нам нужно сильное антидискриминационное законодательство. С 2008 года директива о равном обращении, например, одобренная Комиссией и Парламентом, блокировалась Европейским советом. но если мы хотим иметь ЕС равенства, то этот закон нужно одобрить и реализовать. Нам также нужно больше денег на инклюзию, равное обращение и борьбу с бедностью. Словами ситуацию не изменить", - заключает он.