Издание Financial Times проанализировало, как может измениться мировой порядок за время президентства Трампа, который, как говорит Джон Икенберри из Принстонского университета, "готов оспорить почти каждый элемент либерального международного порядка – торговлю, альянсы, миграцию, многосторонность, солидарность между демократиями, права человека". Есть пять вероятных сценариев развития событий.
Новое соглашение великих держав
США заключают сделки с РФ и Китаем, оставляя им сферы влияния, а сами сосредотачиваются на доминировании в своем регионе. Трамп навязывает Украине мирное соглашение без гарантий безопасности. Санкции против России ослабляются, а диктатора Владимира Путина приглашают на ужин ко Дню благодарения в Мар-а-Лаго.
Возможная сделка с Китаем будет предусматривать ослабление американских технологических ограничений и тарифов для Пекина в обмен на китайские закупки американских товаров и льготные сделки в Китае для американских компаний, таких как Tesla. Трамп также продемонстрировал бы свою незаинтересованность в борьбе за защиту Тайваня. Союзники США в Европе и Азии будут вынуждены искать способы обеспечить собственную оборону в новой атмосфере нестабильности.
Случайная война
Торговые и политические конфликты ослабляют Запад. Китай, РФ или Северная Корея – или другая комбинация этих государств – решают воспользоваться хаосом и развязывают войны, в которые США втягиваются по аналогии с мировыми войнами XX века.
Анархия в мире без лидеров
Трамповская политика "Америка прежде всего" в отношении торговли, безопасности и международных институтов создает вакуум лидерства. Гражданские конфликты в таких странах, как Судан и Мьянма, усиливаются, потоки беженцев на Запад увеличиваются, а популистские силы укрепляют свои позиции. Все больше стран скатываются к "насильственной анархии".
Популистские партии, презирающие либеральную демократию, процветают в атмосфере социальной и экономической незащищенности.
Глобализация без Америки
США покидают всемирную торговую организацию и вводят протекционистские тарифы. ЕС ратифицирует новое торговое соглашение с Латинской Америкой и подписывает новые соглашения с Индией и Китаем. Европа также открывает свой рынок для китайских электромобилей и зеленых технологий в обмен на то, что китайцы открывают заводы по всему ЕС и сдерживают российскую агрессию против Европы.
Интеграция глобального Юга с китайской экономикой углубляется, а страны БРИКС получают новых членов и усиливают свое влияние. Использование доллара как мировой валюты уменьшается.
America First достигает успеха
Вера Трампа в непреодолимость американской силы подтверждается. Инвестиции направляются в США, увеличивая лидерство Америки в технологиях и финансах. Европейцы и японцы резко увеличивают расходы на собственную оборону, и этого достаточно для сдерживания российской и китайской агрессии.
Американские тарифы резко снижают рост Китая, что приводит к кризису китайской системы. Иранский режим в конце концов свергнут комбинацией военного, экономического и внутреннего давления. Престиж Трампа взлетает вверх как в США, так и за рубежом. Американские либералы вынуждены молчать, а некоторые из врагов Трампа оказываются в тюрьме. Фондовый рынок достигает нового максимума.
"Реальность следующих четырех лет, скорее всего, будет какой-то странной смесью всех вышеописанных сценариев плюс несколько других непредсказуемых событий. Как сказал итальянский философ Антонио Грамши, писавший в конце 1920-х годов: "Старое умирает, а новое не может родиться; в этом междуцарствии появляются самые разные болезненные симптомы"", – резюмирует издание.