Оппозиция Украины готовит представление в Конституционный Суд.
Скорость, с которой президент Владимир Зеленский неожиданно подписал закон, обнуляющий независимость Национального антикоррупционного бюро Украины, удивила. Но ещё большей неожиданностью стала скорость, с которой в украинских городах вспыхнули молодежные протесты.
Хронология
21 июля 2025 года Служба безопасности Украины и Офис генпрокурора провели более 80 обысков у работников Национального антикоррупционного бюро по всей Украине.
22 июля стало известно об утечке информации с ограниченным доступом из НАБУ — один из следов ведет к народному депутату Федору Христенко («Оппозиционная платформа — за жизнь», движение, которое по привычке подозревается в пророссийской ориентации).
В тот же день парламент срочно принял законопроект № 12414, который ослабляет независимость НАБУ и Специальной антикоррупционной прокуратуры. (Обе структуры по идее должны быть подчеркнуто самостоятельны в делах и решениях.)
Что предусматривал законопроект № 12414
Наделил Генпрокуратуру полномочиями вмешиваться в расследование НАБУ.
Позволил забирать дела у НАБУ и передавать их другим правоохранительным органам.
САП теряет возможность самостоятельно определять подследственность дел.
По заявлению НАБУ и САП, закон превращает их в структурные подразделения Генпрокуратуры.
Как голосовали
Закон поставили на голосование вне очереди, что есть нарушение регламента. За — 263 депутата, против — 13. (В Раде 450 депутатских мест, заполнено — из-за захваченных РФ территорий — 398.)
Законопроект подписал президент Зеленский – несмотря на призывы к нему наложить вето.
Реакция
Протест общественности в Киеве, Днепре, Львове, Одессе и других менее крупных городах Украины.
Ветеран Дмитрий Козятинский первым призвал к митингу перед театром им. Франко в Киеве.
Евросоюз выразил обеспокоенность, в частности, недоумение высказали еврокомиссар по расширению ЕС Марта Кос и Гийом Мерсье, представитель ЕС по расширению, международному партнерству и Средиземноморскому региону.
Руководитель Главного управления разведки Украины Кирилл Буданов в ответ критикам заявил о важности институциональной силы государства.
Генпрокурор Руслан Кравченко подчеркнул, что «все — одна семья» и что НАБУ не подчиняется непосредственно Генпрокуратуре.
Президент Зеленский подтвердил, что антикоррупционная система будет работать, но «без российских влияний».
Что дальше
Народный депутат Ярослав Железняк (тесно связанный с лидером президентской партии Давидом Арахамией, который выступает против роста влиятельности главы офиса президента Андрея Ермака) сообщил, что готовит представление в Конституционный Суд. Нужно собрать 45 подписей депутатов, чтобы оспорить закон, задача не выглядит нерешаемой.
Украинская молодежь, отказывая в доверии и власти, и оппозиции (или «оппозиции»?), выходит на улицы, чтобы защитить неконституционное, но прозападное НАБУ. Потому что, по ее мнению, Офис президента, СБУ и Генпрокуратура еще более коррумпированы и неэффективны.
Парадокс? Нет. Диагноз.
<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/_THkvApa4WY?si=aJyQUn6dqNhsXhNz" title="YouTube video player" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture; web-share" referrerpolicy="strict-origin-when-cross-origin" allowfullscreen></iframe>