Около 70% россиян могут получать наркотики у дома 0

ЧП и криминал
BB.LV
Закладчик - низовой персонаж наркорынка.

Закладчик - низовой персонаж наркорынка.

По всей стране насчитывается около 4 тысяч "точек".

Закрытие крупнейшего в мире наркомаркетплейса Hydra и война в Украине запустили агрессивный передел наркорынка в России. Новые площадки организуют масштабные рекламные кампании и дополнительные сервисы для клиентов вроде микрокредитования и вызова нарколога на дом 24/7, все больше психоактивных веществ (ПАВ) производят на местах, а мефедрон и α-PVP стали лидерами продаж и большой проблемой для врачей. «Холод» выяснил, как изменился российский наркорынок за последние два года.

Онлайн-площадка для торговли наркотиками Hydra появилась в 2015 году. Она выступала посредником между покупателями и продавцами по примеру обычных маркетплейсов и обеспечивала клиентам анонимность благодаря луковой маршрутизации (технологии анонимного обмена информацией) и Tor-браузера. Покупатель выбирал на сайте нужную позицию, оплачивал ее с помощью криптовалюты, после чего получал готовые координаты закладки с наркотиками.

Hydra выступала гарантом сделки: деньги продавцу переводили после того, как клиент получал товар. Администраторы площадки принимали участие в обсуждении проблем с заказами и выносили решение в пользу продавца или покупателя. Кроме того, у Hydra была онлайн-школа обучения кладменов (людей, которые прячут закладки с наркотиками), бесплатные медицинские консультации и химики, которые тестировали ПАВ, приобретая их как тайные покупатели.

В 2017 году Hydra стала монополистом, вытеснив главного конкурента RAMP — первую крупную российскую площадку по продаже наркотиков в даркнете, основанную в 2012 году. В ход пошли хакерские атаки и переманивание поставщиков, но решающим ударом стало падение криптобиржи ВТС-е, где RAMP хранили депозиты дилеров и страховой бюджет.

С января 2016 по март 2022 года оборот Hydra составил пять миллиардов долларов. В 2019 году площадка насчитывала 3926 магазинов в России, отмечают аналитики телеграм-канала Dark Metrics. Примерный объем годовой выручки в 2020 году составил не менее 1,23 миллиарда евро. Площадка работала в 1129 населенных пунктах России, то есть потенциальный доступ к закладкам имели 69% россиян. В начале апреля 2022 года немецкая полиция закрыла в Германии сеть серверов, принадлежащих Hydra. После этого арестовали Дмитрия Павлова — Минюст США представил его сооснователем наркомаркетплейса.

«Закрытие Hydra стало шоком для рынка. Площадка была удобной для покупателей: на ней были отзывы на магазины, система разрешения споров (диспуты), проверка качества товара, медицинские консультации. Производители тоже были не готовы к такому раскладу», — рассказал «Холоду» нарколог, пожелавший остаться анонимным.

При этом уход монополиста практически совпал с началом войны между Россией и Украиной. «Границы какое-то время были закрыты, нарушились каналы поставок, логистические цепочки, — подчеркивает автор проекта помощи наркозависимым Drugmap Алексей Лахов. — Нужно было время на трансформацию. Как и во всех экономических моделях: умер монополист, появились более мелкие игроки», — добавляет нарколог.

После закрытия Hydra пользователи обратились к уже существующим, но остававшимся ранее в тени площадкам. Также стали появляться новые игроки: открылось около 20 онлайн-рынков, использующих закладочную систему, отмечают аналитики телеграм-канала Dark Metrics. Опрошенные «Холодом» эксперты единогласно называют пятерку лидеров рынка на сегодняшний день: Kraken, Mega, Black Sprut, OMG и Solaris. «С точки зрения функционала площадки мало отличаются друг от друга», — подчеркивают аналитики. Все они похожи на Hydra: у них аналогичная система оформления заказа и покупки веществ.

Осенью 2022 года платформа Kraken анонсировала свое появление на рынке на одном из рекламных кубов в «Москва-Сити». Проект запустился 7 декабря 2022 года и назвал себя наследником Hydra. «Особенно на старте продаж люди охотнее идут в знакомое место, чем в новое, поэтому была выбрана такая подача, — говорит аналитик Dark Metrics. — У этой площадки такие же виды оплаты, логистическая цепочка и маркетинговая стратегия, какие были у Hydra. У них есть ресурсы на поглощение конкурентов, работу в регионах и продвижение», — отмечает нарколог.

В декабре 2022 года черный автобус с логотипом маркетплейса и QR-кодом, ведущим на сайт, перекрыл две полосы недалеко от Белого дома на Кутузовском проспекте в Москве. Похожую рекламу магазин провел в день террористического акта в «Крокус Сити Холле» — на Арбате поставили автобус с характерным логотипом и звуковым сопровождением, призывающим приобрести наркотики. В апреле за установку этой рекламы возбудили уголовное дело в отношении трех человек.

Black Sprut пошел другим путем и обманом покупал размещение в инстаграм-сториз блогеров-миллионников. Они рекламировали «Спрут радио» с «правдивыми свежими новостями и подкастами» и давали ссылку на имитацию сайта радио, с которого можно было попасть на теневую платформу. Менеджер артистов, ответственный за эту рекламу, на условиях анонимности рассказал «Холоду», как это произошло: «Пришел запрос на рекламу от некоего Георгия из “Спрут радио”. Мы зашли на сайт и увидели, что это радио, там действительно есть подкасты. В команде никто наркотики не употребляет, мы далеки от этой темы, поэтому даже и подумать не могли, что сайт как-то связан с даркнетом. Также они уточняли возможность интеграции: встретиться, снять подкаст, который тоже будет опубликован на так называемом радио».

У платформ есть свои курсы для химиков. По состоянию на 2023 год, как пишет медиа, специализирующееся на даркнете, Onion News, обучение варке α-PVP, мефедрона и амфетамина от Kraken обходилось в 100 тысяч рублей. Примерная себестоимость альфы и мефедрона — от 30 до 70 рублей за грамм, а производство килограмма обходится в 30–70 тысяч рублей. При оптовой продаже за него обычно просят полмиллиона, отмечает в разговоре с «Холодом» аналитик Dark Metrics. Уход Hydra с рынка, война и санкции привели к снижению предложения импортных наркотиков, считают эксперты.

«Мефедрон и α-PVP вытесняют все: первый заменил кокаин, экстази, МДМА. Второй — стимуляторы, метадон и героин. Оба производят на местах, это просто и дешево», — подчеркивает исследователь.

0
0

Комментарии (0)