С чем дальше в лес? Латвийская отрасль на фоне антироссийских санкций 0

Бизнес
BB.LV
С чем дальше в лес? Латвийская отрасль на фоне антироссийских санкций

Ежегодный мониторинг состояния лесов республики осуществляется по экономическому, социальному и экологическому аспекту и всего включает 34 показателя.

Миллиарды из чащи

Лес в Латвии растет на 3,3 млн гектаров, его общий объем оценивается в 680 миллионов кубометров. 14,4% территории лесов находятся на природоохранных территориях, где установлено ограничение вырубок.

Значение леса для ВВП Латвии трудно переоценить: оборот товаров и услуг в лесной отрасли и связанных с ней секторах экономики составляет 5,5 млрд евро в год. Около 40 000 человек заняты в этом сегменте народного хозяйства. В течение года стоимость экспорта, связанного с лесной промышленностью, составила 4,2 млрд евро. Разумеется, не все дерево, используемое ЛР, выращено у нас — импортировано на 1,4 млрд евро. Так или иначе внешнеторговое сальдо по лесу 1:3, что весьма положительно.

В разрезе всего экспорта Латвия постепенно отходит от тотальной зависимости от леса — абсолютный максимум был достигнут в 1999–2000 гг., когда доходы от вывоза дерева составляли 43% экспорта. На 2022 год это 20%, и вокруг этой цифры плюс–минус процент, положение колеблется уже последние 15 лет.
Если же говорить о структуре нашего лесного экспорта, то она постепенно становится все более диверсифицированной. По–прежнему немалую долю в нем занимает кругляк, то есть первичный продукт. Но наряду с полуфабрикатами с низкой добавленной стоимостью растет объем продукции глубокой переработки древесины, пиломатериалов.

Министерство земледелия на комиссии Сейма по долгосрочному развитию наметило цели на среднесрочную перспективу: к 2030 году добавленная стоимость на одно рабочее место в лесной отрасли должна быть удвоена; к этому же сроку необходимо провести переход к производству продукции с высокой добавленной стоимостью. К 2050 году, в свою очередь, производственный потенциал лесов Латвии увеличится еще на 25%.

Что касается ближайшей перспективы, то до 2025 года владельцы лесов, которые подпадают под ограничения хозяйственной деятельности, должны получить компенсации в размере 32,9 млн евро. На эти средства вместо того чтобы валить лес — они будут его сажать. Латвия обязуется выделять больше средств на мониторинг и устранение последствий лесных пожаров, вредителей и заболеваний деревьев. Биологическая стратегия Евросоюза к 2030 году предусматривает увеличение охраняемых площадей до 30%, а строго охраняемых — до 10%.

Поставлена поистине грандиозная задача — к 2030 году, т. е. через шесть лет, страна должна отказаться от экспорта леса–кругляка, добившись полной его переработки на латвийских предприятиях.

Между санкциями и регулами

Андис Пурс, директор лесного департамента Министерства земледелия, заявил на заседании парламентской комиссии, что геополитическая ситуация существенно повлияла на лесную отрасль ЛР: "Первое — то, что относится к доступности лесоматериалов. Все время был импорт из России и Беларуси. Сейчас они фактически исключены".

По словам А. Пурса, "существенным вызовом" наряду с этим стало выполнение требований Евросоюза по климатической нейтральности. То, что вскоре в Латвии около трети территории должны превратиться в охраняемые природные зоны, также не может не оставить воздействия на хозяйственный потенциал. По словам руководителя лесного департамента, порой владельцы лесов стараются получить "компенсации ради компенсаций" и ведут судопроизводства против минземледелия.
Так или иначе, уже сейчас рядом с лесопилками не высятся горы отходов — все перерабатывается в гранулы, считающиеся, между прочим, возобновляемым источником энергии.

А между тем над одной из немногих статей добычи полезных ископаемых ЛР, напрямую связанных с лесом, нависла угроза.

Даце Озола, руководитель проектов Латвийской ассоциации торфа, рассказала, что ее отрасль дает 1,4% экспорта страны, в сельской местности добычей и переработкой торфа занимаются около 5000 человек. "Тяжелые компромиссы и тяжелые дискуссии" предстоят ныне в связи с климатической повесткой ЕС, требующей ограничения торфоразработок.

"Мы эту проблему знаем уже много лет, нам надо что–то принять. Латвия будет платить суровые штрафы", — высказался по этому поводу председатель комиссии по долгосрочному развитию Угис Митревицс (Национальное объединение).

Славянский шкаф

Кристапс Клаусс, исполнительный директор Латвийской федерации лесной промышленности, заявил, что до начала широкомасштабной войны ЛР импортировала около 1 миллиона кубометров хвойных деревьев, в то время как сама производила 2,6 миллиона. "Мы очень рассчитывали на эти славянские сырьевые материалы".
"У нас изменилась не только купля–продажа, что, возможно, не меньшее зло". Господин Клаусс привел пример крупного лесопильного предприятия в Валмиерском крае, оборот которого упал на 50%.

"Я не жалуюсь, мы сами были одной из отраслей, которые предлагали ввести санкции на российские продукты", — подчеркнул К. Клаусс. А до того по деревообработке ударили ковид и инфляция.

В настоящее время "огромная борьба" происходит вокруг территорий Natura. Ведь чтобы защитить 1 гектар биотопа, Латвии предстоит ограничить хозяйственную деятельность на трех гектарах. Господин Клаусс оценил, что из оборота лесопромышленности страны будет изъято около 150 000 га земель, что близко к трети площади, на которой в Латвии произрастают старые леса.

0
0

Комментарии (0)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ