Потребительские цены в Латвии в июле этого года выросли на 0,1% по сравнению с июнем и на 3,8% в годовом исчислении — в июле этого года по сравнению с июлем 2024–го. Это соответствует уровню инфляции месяцем ранее.
Что по этому поводу думают местные аналитики?
Андрей Бессонов, экономист:
— Инфляция на продукты питания (без алкоголя и табака) в годовом выражении достигла 5,3% — это по–прежнему заметно высокий показатель, снижающий покупательную способность населения.
Высокой остается и инфляция в секторе услуг. Продолжается значительный рост цен на трудоемкие услуги — культурно–развлекательные мероприятия, образование, а также работы по обслуживанию и ремонту жилья. Это не стало сюрпризом — рост зарплат в частном секторе, зафиксированный в начале года, остается высоким. Ожидается, что решение ограничить повышение зарплат в государственном секторе в этом году повлияет и на частный сектор, что может замедлить инфляцию в сфере услуг.
В сезон летних отпусков путешественники заметили небольшое подорожание топлива, что отражает колебания спроса и предложения на мировом нефтяном рынке. Однако поводов для беспокойства нет, так как глобальные тенденции цен на энергоносители остаются умеренными.
Если нынешние тенденции цен на продукты питания, энергоресурсы и услуги сохранятся, то уже в начале осени общая инфляция может постепенно снизиться, и пик инфляции в этом году, вероятно, уже пройден.
Оскарс Нилс Малниекс, экономист:
— Если смотреть на инфляцию поверхностно, может показаться, что все в порядке: в июле этого года уровень цен вырос всего на 0,1% по сравнению с июнем. Однако более детальный анализ вызывает беспокойство из–за цен на продукты питания.
Часть факторов уже известна, например недавний рост мировых цен на кофе, но есть и новые тенденции. В июле цены на свежие овощи снизились вдвое меньше, чем обычно, а цены на свежие фрукты, несмотря на присущую им волатильность, для этого месяца выросли необычно сильно. В инфляции, возможно, скрыто еще несколько сюрпризов. Положительный момент — годовая инфляция осталась стабильной и сохранилась на июньском уровне в 3,8%.
Сейчас у латвийских фермеров много трудностей: в июле в стране выпало на 40% больше осадков, чем в среднем, а погодные условия уже третий год подряд неблагоприятны для урожая. Объявление чрезвычайной ситуации снизит бремя невыполненных обязательств, например, позволит временно отложить уплату налогов. Однако даже чрезвычайная ситуация вряд ли спасет от того, что из–за плохого урожая цены на свежие овощи и фрукты не будут снижаться так сильно, как обычно в летние и осенние месяцы в прошлые годы. Похоже, что этот эффект уже был заметен в июле: цены на свежие овощи снизились лишь на 3,4% вместо привычных 8–10%.
Петерис Страутиньш, экономист:
— Оценивая влияние необычных погодных условий на цены на продукты питания и экономику в целом, нужно понимать, что ответы на вопросы "пострадала ли из–за этого часть фермеров" и "пострадают ли из–за этого потребители" будут очень разными. Это связано как с большими различиями погодных условий в разных регионах, так и с тем, что цены на продукты в магазинах во многом определяются глобальными факторами. Кроме того, чтобы оценить влияние погоды на цены, нужно рассматривать каждую крупную категорию продуктов отдельно.
Произошедшее не может заметно повлиять на стоимость хлеба, поскольку неблагоприятные условия выращивания в Латвии, да еще лишь в ее части, не определяют стоимость зерна. Мировая цена на пшеницу сейчас низкая и стабильная — около 200 евро за тонну, в отличие от более чем 400 евро в пиковый момент 2022 года. Рожь — более региональный продукт, но и ее доля, выращиваемая в Латвии, составляет лишь около 2%.
Условия в разных частях страны сильно различаются. Карты осадков показывают серьезные проблемы в Латгалии, Селии, восточной и южной части Видземе. Однако есть и места, где "нормальное" лето сменило очень благоприятную для зерновых зиму. Несмотря на все проблемы, Латвия произведет больше зерновых, чем потребляет: запас прочности между урожаем продовольственного зерна в благоприятном сценарии (около 2 млн тонн) и внутренним потреблением (около 250 тыс. тонн) остается огромным.
Оставить комментарий