На Лиго и Янов день многие думают о весёлом праздновании. Но не стоит забывать — среди нас десятки тысяч Янисов и Лиг, которые в эти дни отмечают именины. Портал LA.lv спросил у культового латвийского режиссёра Яниса Стрейча, нравится ли ему на самом деле своё имя, и что он будет делать на праздник.
«Не знаю, почему родители выбрали именно это имя — я был слишком мал, когда потерял их обоих. Возможно, потому, что отца звали Янисом, или потому, что моя крёстная мать Лусия была крёстницей Яниса Волонтса. Этот человек был министром благосостояния в правительстве Улманиса и пользовался большим уважением в Латгале. Мы жили у его брата Юстина. К сожалению, большевики увезли обоих в Сибирь и убили», — вспоминает Стрейч.
«Имя дано родителями, как и внешность и прочие наследственные дары. Честь имени определяется не звучанием букв, а поступками человека. Думаю, я поступал бы так же, если бы меня звали Ринголдс, Донатс или Ольга. Да, в честь мамы, как это сделал писатель Эрих Мария Ремарк. Моя мама тоже умерла совсем молодой. Или если бы меня звали Аугуст, как дедушку, который строил каменные дома в Риге и Петербурге. Не из-за имени, а потому что он был Мастер.
Настоящий латышский Янис — это тот, кто живёт с убеждением, что чудес не будет, будет только то, что есть и что мы сами создадим своим добрым намерением и волей. Будет ли это хижина или дворец. И как мы будем жить? В достатке или в нищете. Настоящий Янис должен осознавать, что он сам кузнец своего счастья.
Для меня это уже 88-й Янов день. Можно было бы снимать телесериал “Когда я смотрю сквозь годы назад”. Времена Улманиса в Курземе. Начало войны в Латгале. Немецкая оккупация, голодные послевоенные годы. Расстрелянные лесные братья у церкви. Молодость в Резекне, служба в советской армии. Учёба в Риге. Вецпиебалга… И так без конца — вся Латвия. Даже в Америке отмечал. Втроём — Янис Клидзейс, его супруга и я. Я привёз ему показать только что снятый фильм “Дитя человеческое”. Слов не было… Ком в горле от слёз благодарности Богу и Судьбе, что так случилось.
Не знаю, как буду праздновать в этом году, потому что я никогда не планирую ни дни рождения, ни именины. Те большие юбилеи, что показывали по телевидению, организовывал не я. Их устраивали доброжелатели — в мою честь, себе в радость. Настоящие сюрпризы — это то неожиданное, что от сердца посвящено имениннику. И это, слава Богу, случается почти каждый Янов день. Я давно заметил закономерность — какой человек именинник, такой и его праздник. Что посеешь, то и пожнёшь, даже на свои именины».