Латвийскую академию наук всегда очень хорошо видно — шпиль этой высотки московского стиля узнаваем из любой точки Риги. Но вот деятельность научного центра национального значения, учрежденного государством, отнюдь не на слуху. На этой неделе ученые собрались с визитом в Сейм, рассказав о своих проблемах парламентской подкомиссии по высшему образованию, науке и человеческому капиталу.
"Автономный субъект права"
Латвийская академия наук (ЛАН) состоит из избираемых — самими же академиками — членов, коими могут быть как наши, так и зарубежные ученые, а также почетных членов ("общепризнанные духовные деятели Латвии других областей").
"Автономный субъект права" руководствуется собственной Хартией, которую принимает общее собрание ЛАН и утверждает Сейм, а субсидирует Академию государство. Структура ЛАН весьма сложна — тут есть и Президиум, и Сенат, и Правление, и Управление делами, и Наблюдательная комиссия. Президента уравновешивает генеральный секретарь…
Академики Латвии — всего их 335 плюс 91 зарубежный член — делятся на членов–корреспондентов и действительных членов. Собственно научных отделений — четыре:
* физики и технических наук (110 членов, из них — 42 действительные);
* химии, биологии и медицины (120 и 53);
* cельскохозяйственной и лесной науки (148 и 40);
* гуманитарных и социальных наук (40 и 14).
Под крылом ЛАН трудятся Центр компетентных исследований ядерной энергии, Научный центр изучения водородных технологий, Институт экономики, Терминологическая комиссия латышского языка. Это позволяет выполнять государственные заказы, вести экспертизу и консультации учреждений управления.
Центром научной деятельности, своего рода "Силиконовой долиной" Латвии, ученые называют здание на площади Академияс, 1. Сталинский небоскреб с 2022 года является собственностью ЛАН, что должно "способствовать развитию Латвии как государства, экономика которой основывается на знаниях, продукты и технологии разрабатываются и производятся высокообразованными и всесторонне развитыми людьми".
"В отличие от больших государств, — отметили ученые, — в Латвии нет больших предприятий, у которых были бы свои большие исследовательские центры, в которых развитием новых технологий и инновационных продуктов занималось бы большое число ученых и инженеров. Тем самым главная проблема роста Латвии в том, что научные и исследовательские достижения публичного сектора не перерастают в экспортноспособные, наукоемкие инновационные продукты с большой добавленной стоимостью".
Вроде бы ответ в рыночной парадигме лежит на поверхности: платите людям нормально, и будет результат. Однако после предыдущего финансового кризиса, получившего национальное обозначение "дижкибелис", траты на науку уменьшились вдвое — и за последние полтора десятилетия не менялись.
Вот какие зарплаты (брутто, до выплаты налогов) получают деятели ЛАН: президент — 1500 евро, генеральный секретарь — 1200 евро, вице–президент и председатель Сената — 814 евро, председатель отделения — 760 евро, научный секретарь отделения — 536 евро.
Все вышеуказанные лица являются академиками, а вот заработки технических сотрудников: руководитель информационных технологий (доктор наук) — 702 евро, специалист по персоналу — 590 евро, специалист по защите данных — 430 евро, архивист — 260 евро.
Председатель Терминологической комиссии (академик) получает 415 евро, научный секретарь (доктор наук) — 370 евро. Администратор бюро журнала LZA Vēstis — 250 евро.
Судя по всему, удручающие оклады личного состава латвийской науки легально оформляются как занятость на частичной ставке, поскольку уж слишком не дотягивают они даже до официальной "минималки".
536 евро в месяц и ненормированный рабочий график
Такие удивительные условия были предложены недавно в ходе конкурса на замещение должности научного секретаря Отделения физики и техники ЛАН. От претендента требовались:
* степень доктора наук (желательно — недавно приобретенная) по направлениям физики, атомной физики, математики, астрономии, инженерной науки, механики, информатики, кибернетики, материаловедения, энергетики и т. д.;
* опыт в подготовке и руководством проектных заявок; отличные навыки коммуникации;
* отличное владение английским и латышским языками.
В обязанности входила организация и составление протоколов заседаний Отделения физики и техники, устройство научных семинаров и конференций, документация и подготовка обзоров работы 110 членов отделения, подготовка материалов для ежегодников на латышском и английском языке и сообщений для общих собраний ЛАН.
Помимо зарплаты в 536 евро "грязными" в комплект входили "рабочее место в двухместном офисном помещении, компьютер (модель 2014 года с Microsoft Office) с принтером, а также копиром общего пользования ЛАН, служебным стационарным телефоном". Страхование здоровья ученому — не прилагалось.
К сожалению, столь интересная вакансия так и осталась невостребованной — молодые доктора на нее не подписались. И вообще, "в силу низкой зарплаты и отношения Министерства образования работу покидают важные для обеспечения деятельности ЛАН специалисты".
Кроме всего прочего, на функционирование огромного здания в 2024 году было выделено из бюджета только 46 040 евро. Академики слезно попросили Сейм увеличить эту статью расходов до 108 040 евро — и согласились, чтобы им оставили прежние 7746 евро в год на канцелярские принадлежности, хозинвентарь, подписку на прессу и представительские расходы.
Если умный, то почему бедный?
"Предпринимателям недоступны те научные услуги, которые победили в проектных конкурсах, но те, кому не повезло, вынуждены уйти из науки в силу недоступности базового финансирования", — констатируют латвийские ученые.
Руководитель подкомиссии Сейма Чеславс Батня ("Объединенный список") согласился — ученые "в трагической ситуации", мол, такова общая картина в структурах МОН.
Но это, прямо скажем, не совсем так. Вот Гундарс Берзиньш, новый ректор Латвийского университета, получил в 2022 году за свою основную работу, тогда еще в должности декана, 54 094 евро 30 центов — плюс еще 3500 евро зарплаты от SIA, занятого солнечной энергетикой, и 190 евро в конкурирующем Латвийском университете бионаук и биотехнологий (бывшая ЛСХА). Разнообразным научным интересам наверняка способствует наличие в собственности ученого 8 объектов недвижимости и 3 автомобилей.
Так что академическому персоналу ЛАН в условиях рынка стоит пенять на самих себя — ведь, как говорят: если ты такой умный, то почему такой бедный?
ЛАТВИЯ И ЛИТВА
Годовой бюджет Литовской академии наук — 1,1 миллиона евро, втрое превосходит Латвийскую академию наук — 392 316 евро. При этом у литовцев почти вдвое меньшее общее количество членов — 181, зато госзаказ выполняет 50 ученых, а в Латвии 34. Средняя заработная плата в Латвии — 662 евро (с социальным налогом), в Литве — 1375 евро.