«К сожалению, все еще сохраняется негативная тенденция юридических лиц вовлекаться в уголовно наказуемые деяния, чтобы получить выгоду», – констатировал в годовом отчете Екабс Страуме, начальник Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB).
В прошлом году его учреждение начало 36 криминальных процессов, передало прокуратуре 18 процессов. В их рамках KNAB конфисковал и зачислил в госбюджет 2,87 миллиона евро, арестовал финансовых средств на 1,99 миллиона евро. Кроме прочих, начато уголовное преследование по факту дачи взятки иностранному должностному лицу – за закупку.
Сначала консультация и штраф
Согласно своему статусу, Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией есть учреждение прямого подчинения, находящееся под надзором Кабинета министров. Его задача – «способствовать в Латвии такой социальной, экономической и правовой среде, которая направлена на действия институтов публичных лиц в интересах общества, обеспечивая доверие каждого индивида и общества в целом к законодателям, исполнительной власти, судебной власти, а также к работе институтов государства и самоуправления».
Уникальной особенностью KNAB является, в частности, то, что это единственная силовая структура, которая осуществляет контроль политических партий Латвии – в том, что касается их финансирования и предвыборной агитации. С начала 2024 года для партий применяется максимальный денежный штраф в 7100 евро – за «агитационные» нарушения.
Кроме прочего, с этого года Бюро следит за тем, чтобы вся предвыборка была только на латышском. KNAB проверил 1687 пожертвований, сделанных партиям, на 435 621,38 евро.
Именно борцы с коррупцией ныне являются официальным «окном» выдачи денег на осуществление демократического процесса в Латвии – согласно Закону о финансировании политических организаций (партий), 12 таковых получили в 2023 году 5 675 351,04 евро.
Партий, которые по закону обязаны были отчитаться о своей деятельности, гораздо больше – 61.
Но и карают партии, невзирая на лица, – партия «Новое Единство», премьер от которой Эвика Силиня и является патроном Бюро, недавно была вынуждена вернуть в бюджет 24 731 евро 18 центов, которые в свое время были выплачены исполняющей обязанности генерального секретаря партии Илзе Стелпе-Сеглине, занимавшей одновременно пост в Центральной избирательной комиссии, т.е. являвшейся государственным должностным лицом. А так нельзя было.
В Латвии уже несколько лет действует законодательство, по которому «возмутители спокойствия» в публичных учреждениях или других юридических лицах имеют право пожаловаться на возможное нарушение их начальства – в среднем каждую неделю в KNAB поступает по одному официальному заявлению. Всего же Бюро получило 1435 сигналов!
Начальник KNAB Екабс Страуме делает ставку на общественные кампании.
Теперь, принимая новые нормативные акты, госорганы Латвии обязательно отдают их на экспертизу в KNAB – на предмет возможного коррупционного риска. За год набралось ни много ни мало 797 проверок. А вот административных штрафов куда меньше – всего 273, на общую сумму 55 710 евро. То есть средний штраф составляет 204 евро. Для обычного человека весьма неприятная сумма, а что касается потенциального коррупционера, так это мизер.
Кстати, решения о штрафах можно обжаловать – в прошлом году было 11 таких случаев, причем начальник Бюро полностью отменил 2 решения.
Rail Baltica в прицеле
Планы у подчиненных господина Страуме широки, всего определено 24 стратегических цели, 57 достижимых результатов, 19 главных показателей... Вот такие задачи вкратце поставило Бюро в среднесрочной – до 2026 года – перспективе:
« 1. Снизить риски коррупции при осуществлении государственных закупок и проектов, финансируемых Европейским союзом, особенно:
а) в сферах, где реализуются наиболее финансово масштабные проекты;
б) в проектах, реализуемых государством и муниципалитетами, и в объявленных закупках;
в) в рамках проекта Rail Baltica.
-
Совершенствовать практику признания средств, полученных в результате возможной коррупции государственных чиновников, полученных преступным путем, и их конфискации в пользу государства.
-
Обеспечить эффективную национальную антикоррупционную политику.
-
Продвигать нетерпимость к коррупции в государственном и частном секторе.
-
Осуществить цифровую трансформацию».
Увы, взяточничество в Латвии искоренить полностью не удалось, и, по опросам общественного мнения, имеется даже «негативная динамика», что касается обычных жителей. Тем не менее 80% народа взяток давать не собираются. Среди предпринимателей таковых чуть меньше – 78%.
Интересно, что у такой серьезной организации, как Бюро, – преимущественно женское лицо. К прекрасному полу относятся 93 сотрудника из 149, заполнивших штатные места. К слову, в KNAB по-прежнему сохраняется кадровый дефицит – по должностному расписанию, там надо быть 171 сотруднику.
Хотя, как указано в отчете, «обеспечивается страхование здоровья, страхование несчастных случаев, пособия, компенсации и покрытие других предусмотренных нормативными актами расходов». Вот такой завидный социальный пакет – а все ж не идут люди служить. За год принято только 9 новых работников, уволено 4.
Так или иначе, Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией с 2002 года пережило 10 начальников и и.о. начальника, а Е. Страуме занимает эту должность уже 7 лет – дольше любого прочего руководителя. И, нужно отдать должное, политически равноудален.