Всякий повод сгодиться, чтобы устроить скандал, поднять волну и напомнить о себе, если до выборов рукой подать. На сей раз буря в стакане воды поднялась из–за вполне ожидаемых дебатов на платформе общественного СМИ на русском языке rus.lsm.lv.
Внезапно правые политики пришли к выводу, что дебаты на самом популярном языке нацменьшинств (его считают родным чуть более 37 процентов населения!) противоречат конституции и Закону о госязыке.
В том же духе высказался и, видимо, страдающий то ли лицемерием, то ли амнезией экс–президент Латвии Эгилс Левитс. Этот бывший с позволения сказать гарант Сатверсме почему–то не кричал о нарушении конституции ни во время таких же дебатов на русском языке во время внеочередных выборов в Рижскую думу в 2020 году, ни годом позже — на муниципальных выборах.
Не требовал он запретить дебаты на русском и в конце сентября 2022 года — через семь месяцев после начала войны в Украине. Уже не говоря о том, что тогдашний президент Левитс мог бы выйти с соответствующей законодательной инициативой.
33 года дебатов
Дебаты на втором после латышского самом распространенном языке в Латвии проходили на протяжении всех 33 лет после восстановлении независимости.
Дебаты кандидатов в депутаты на русском языке проводятся для того, чтобы:
* во–первых, удержать в условиях информационной конкуренции русскоязычных в латвийском инфополе;
* во–вторых, предоставить не латышскому населению лучше понять, как те или иные кандидаты в депутаты планируют решать вопросы, которые волнуют именно эту аудиторию.
Другое дело, если тем или иным партиям просто нечего сказать этой части избирателей. Тогда, конечно, им лучше в дебатах не участвовать. Это даже в какой–то степени честно: отказ от участия в дебатах — это честное признание того, что в голосах этой аудитории политики не нуждаются.
Странно, если не сказать дико, слышать из уст представителей "Нового Единства" такой аргумент против дебатов на русском: в выборах участвуют граждане Латвии, которые должны знать госязык, а посему нечего устраивать дебаты на русском.
Напомним политикам, что в выборах в Европарламент имеют право участвовать и в качестве кандидатов, и как избиратели граждане других стран ЕС, которые могут латышского и не знать. Кстати, лидером списка одной партии является гражданка Бельгии, которая латышским не владеет.
У нас пока еще право голоса от наличия аплиецибы не зависит.
Во–вторых, само слово "должны" применительно к избирателям совершенно неуместно. Избиратели политикам ничего не должны, выборы — это не проверка на владение языком, равно как и предвыборные дебаты. Если часть кандидатов в депутаты полагает, что с сотнями тысяч избирателей не следует коммуницировать на их родном языке, к тому же называет этот язык языком оккупантов, то и реакция этих избирателей будет закономерной.
На прошлых выборах тоже дебатировали
Примечательно, что в дебатах в преддверии выборов в Сейм на rus.lsm.lv на русском языке 26 сентября 2022 года, то бишь в разгар войны в Украине, участвовали и представители тех трех политических сил, которые сейчас отказались это делать — "Новое Единство" (Кришьянис Кариньш), Объединенный список (Игорь Раев) и Нацобъединение (Артурс Бутанс).
Справедливости ради заметим, что они говорили во время дебатов на госязыке, и с этим не было никаких проблем — был обеспечен перевод. Никто даже и не заикался о том, что в этот раз нельзя будет во время дебатов использовать госязык. Таким образом, нет ни единого серьезного аргумента против проведения подобных дебатов.
И еще один важный момент. Противники дебатов на русском частенько повторяют тезис о том, что, мол, эти дебаты финансируются из средств налогоплательщиков. А разве эти 37 процентов латвийцев с родным русским языком — какие–то "инопланетяне", спустившиеся из космоса сюда?! Они такие же налогоплательщики. И их права как нацменьшинств тоже пока еще гарантированы конституцией.
Почему ваш покорный слуга все время добавляет слово "пока"? Увы, в нынешней ситуации уже нельзя ничего исключать — даже попытки изъять всякие гарантии для нацменьшинств. Те же "тевземцы" внесли в Сейм законопроект, который вообще запрещает в электронных СМИ предвыборные дискуссии на русском. То есть в том числе и в коммерческих электронных СМИ.
Что это, если не грубое нарушение 100–й статьи, которая запрещает цензуру?
С реальностью не в ладах
Очевидно, что все большая часть политического истеблишмента хочет игнорировать реальность — как наличие большого числа русскоязычных, так и технологический прогресс, позволяющий смотреть, слушать и читать любой информационный контент, в том числе и запрещенный (заблокированный) в Латвии.
Получается, что политики сами чуть ли не предлагают русскоязычным покинуть латвийское информационное пространство. Заявления о том, что латвийцы чуть ли не обязаны смотреть передачи на латышском, напоминают вековую мудрость про коня, которого можно привести к воде, но нельзя его заставить эту воду пить.
Печально, что никаких выводов политики не сделали и продолжают стрелять по собственным ногам.
Мнение президента Латвии о возможности обсуждать латвийскую политику на русском языке ЗДЕСЬ
Комментарии (0)