Из девяти евродепутатов от Латвии руководящие посты смогли получить лишь двое 0

Политика
BB.LV
Из девяти евродепутатов от Латвии руководящие посты смогли получить лишь двое

Если взять латвийский парламент, то здесь уже сложилась определенная традиция дележа портфелей — в президиуме и в комиссиях.

Латвийские традиции

Понятно, что самые важные должности — спикера Сейма, хотя бы одного его зама, а чаще всего двух, и ключевые комиссии (по бюджету и финансам, по юридическим делам, по запросам) достаются депутатам от правящей коалиции.

Одно или два места в президиуме (секретарь, замсекретаря и реже — вице–спикер) выделяется депутатам от самых крупных оппозиционных фракций, им же отдают и руководство двумя–тремя не самыми главными комиссиями Сейма. В Сейме нынешнего созыва подобная схема распределения постов сохранилась, но, как говорится, есть нюансы.

Так получилось, что коалиция изначально имела весьма незначительный перевес голосов в парламенте. Начиная же с июня у трех партий власти в Сейме осталось всего 50 мандатов и коалиция, а стало быть, и правительство держится на плаву благодаря двум независимым депутатам — Игорю Раеву и Олегу Бурову.

Поэтому они тоже при должностях — Раев является парламентским секретарем МВД, а Буров возглавляет комиссию по госуправлению и делам самоуправлений. Реальность такова, что у коалиции чисто математически уже нет большинства в ряде комиссий — в лучшем случае есть равенство по голосам. Это, конечно, затрудняет работу, но в конечном итоге все равно законопроекты дальше утверждаются в Сейме.

Разумеется, за руководящие должности в Сейме депутаты получают доплату — ее получают как члены президиума, так и председатели, заместители и секретари комиссий, а также председатели сеймовских фракций. Доплата производится и председателю, а также секретарю парламентской следственной комиссии: сейчас в Сейме как раз приступила к работе такая следственная комиссия — по Rail Baltica.

А как там в Брюсселе?

А как же делят должности в Европарламенте, новый созыв которого как раз приступил к работе на минувшей неделе?

Как уже сообщалось, сперва депутаты ЕП избрали себе председателя и аж 14 заместителей председателя. По установившейся традиции пост председателя ЕП получают попеременно представители двух самых больших политических групп (фракций) в ЕП — Европейская народная партия и группа социалистов и демократов. Можно считать, что эти две группы и образуют — вместе с либералами — своего рода правящую коалицию.

Согласно ранее достигнутой договоренности, в кресло спикера ЕП снова села Роберта Метсола из Европейской народной партии, которую через 2,5 года сменит на этом посту евродепутат от соцдемов.

Что касается постов заместителей, то их получают и представители других политических групп.

На сей раз негласная коалиция договорилась оставить без должностей депутатов двух крайне правых политических групп — "Патриоты для Европы" и "Суверенисты". Соответственно они не получили постов ни в президиуме, ни в комитетах.

Причина такой изоляции — не дать возможность этим силам определять политическую повестку дня ЕП.

Зато снова, как и в ЕП прошлого созыва, должность одного из 14 замов получил латвийский евродепутат Робертс Зиле, который в ЕП работает в группе консерваторов и реформистов. Именно по квоте этой группы он и получил данную должность, что весьма логично, ведь Зиле проработал в ЕП уже 20 лет, не пропустив ни одного созыва с момента вступления Латвии в ЕС.

Кстати, каждый депутат имеет право выступать, а стало быть, и вести заседания, на своем языке и уже пару раз в парламенте прошлого созыва Зиле вел заседания на латышском. Перевод осуществляется на все официальные языки ЕС.

Близок этот комитет к народу

На минувшей неделе состоялось и распределение депутатов по комитетам — это тоже весьма сложная задача, и не все депутаты попадают именно в те комитеты, в которые хотели. Депутатов 720, а комитетов 20, и количество депутатов в каждом комитете не безразмерное.

Руководящих должностей и того меньше — в каждом комитете по пять (председатель и четыре зама). Таким образом, на 720 депутатов 115 руководящих постов (председатель, 14 заместителей и по пять должностей в 20 комитетах).

Еще в структуре ЕП имеется и четыре подкомитета при профильных комитетах. Конкуренция очень серьезная. Ее удалось выдержать и еще одному представителю от Латвии — Нилу Ушакову, который в этот вторник был избран вице–президентом комитета ЕП по петициям. Ушаков, напомним, входит в одну из двух правящих политических групп — социалистов и демократов.

А комитет по петициям можно считать самым близким к народу — он работает с обращениями (петициями, жалобами) жителей стран ЕС. В центре внимания комитета — права человека, социальные права, вопросы прав работников, права детей, права национальных и языковых меньшинств.

Стоит напомнить, что именно этот комитет дал зеленый свет петиции Европарламента против дискриминации латвийских россиян — бывших неграждан, взявших по социальным причинам российский паспорт.

Отметим, что депутаты ЕП не являются в прямом смысле законотворцами — они сами не пишут законопроекты, но могут предлагать поправки или направлять свои предложения и инициативы в Еврокомиссию. Как раз в комитетах и обсуждаются законопроекты, присланные из Еврокомиссии.

Опять в комиссары

Итак, лишь двум из девяти депутатов от Латвии удалось получить руководящие посты в структуре Европарламента.

Но не стоит забывать, что еще один латвийский политик, избранный в ЕП — Валдис Домбровскис, вскоре может получить пост еврокомиссара, то есть опять стать членом Еврокомиссии (исполнительного органа ЕС).

Вполне вероятно, что Домбровскис тоже сохранит свою прежнюю должность исполнительного вице–президента Еврокомиссии.

Как известно, председателя Еврокомиссии депутаты ЕП утвердили еще на прошлой неделе — и этот пост снова займет прежний председатель Урсула фон дер Ляйен.

Абик Элкин
Все статьи
0
0

Комментарии (0)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ