Правительство на этой неделе приступило к подготовке главного финансового закона страны. Вспомнят ли политики о нуждах простых людей?
Оптимизм без видимых на то оснований
Если что, то все у нас в стране хорошо, даже, как утверждают в минфине, возобновился экономический рост. Вот только один малюсеньский такой нюанс — денег нет.
В реальности же ситуация, мягко говоря, не очень хорошая — экономика на самом деле стагнирует, причем уже второй год и на фоне низкой инфляции произошло то, что должно было произойти — падение доходной части бюджета. Налоговые сборы отстают от запланированных и, вопреки первоначальным оптимистическим прогнозам, ситуация не исправится и до конца этого года. В предверии заседания правительства по бюджетным вопросам глава минфина Арвилс Ашераденс («Новое Единство») признал, что обсуждение бюджета-2025 будет самым сложным за всю его политическую карьеру. Правда, министр тут же добавил, что в других европейских странах финансовая ситуация намного хуже и там уж точно придется затягивать пояса. «У нас же нет необходимости резать здесь 10 миллионов, еще здесь 10 миллионов, там 10 миллионов...» - успокоил глава минфина.
А может это и неправильно, что в правительстве отказываются резать по 10 миллионов и вообще провести ревизию рациональности и целесообразности тех или иных бюджетных программ?!
Розыск позволил найти… 138 миллионов
Ведь стоило только министрам… поскрести по сусекам и хотя бы немного проанализировать расходы на те или иные программы, как тут же нашлись «лишние» деньги! Да, прямо в день заседания правительства, на котором и рассматривались бюджетные вопросы, минфин сообщил, что во время тщательного пересмотра бюджетных программ удалось в общей сложности изыскать внутренние резервы в размере 138,1 миллион евро! Пока, впрочем, еще неясно, эти деньги тоже отправят исключительно на оборону, или поделят по-братски на заявленные приоритеты других министерств.
Отметим, что в Латвии, несмотря на полные бодрости заявления об устойчивости нашей экономики даже во время ковидной пандемии и геополитических потрясений, все последние минимум три года не повышались семейные пособия, пособия по уходу за ребенком, по рождению ребенка, а минимальный гарантированный доход и размер социальных пособий увеличились незначительно и только под давлением Конституционного суда.
Реальность такова, что Латвия заметно отстала по всем экономическим показателям от Литвы и Эстонии. Отставание наблюдается и в социальной сфере, и в области борьбы с неравенством в доходах — в соседних балтийских странах и минималка уже намного выше, и необлагаемый налогом минимум.
Но вернемся собственно к проекту бюджета-2025. Какие основные проблемы власти должны решить при принятии главного финансового документа страны? Выделим три основных момента.
И налоги не повысить, и доходы увеличить...
Момент первый — необходимо, с одной стороны, найти финансы на все приоритетные программы, которых все равно будет больше, чем заявленных. То есть правящим придется выйти за рамки заявленных двух приоритетов (внешняя и внутренняя безопасность), иначе партнерам просто станет «неинтересно» такой бюджет поддерживать. Впереди муниципальные выборы и правящие партии не могут себе позволить вообще проигнорировать запросы и пожелания избирателей. С другой стороны, правительство не может, как во время пандемии, плодить бюджетный дефицит. Уже с этого года Брюссель вернул требование о том, что бюджетный дефицит не может превышать 3% от ВВП. И все попытки убедить Еврокомиссию, что, мол, в эти 3% нельзя включать оборонные расходы, потерпели неудачу — за установленные рамки госдолга выходить Латвии запретили.
Момент второй — чтобы хоть как-то «удовлетворить» партнеров, придется перераспределить имеющиеся средства и немного выделить и минблагу на социальные программы (например, на повышение определенных пособий и необлагаемого минимума пенсий), и минсообщений, и минздраву… Кстати, о минздраве. Прямо накануне обсуждения бюджетных вопросов премьер, реагируя на жесткую критику в СМИ по поводу вопиющей бюрократии при назначении компенсаций на лекарства больным раком, призвала минздрав выйти с конкретными предложениями. И минздрав тут же вышел, предложив увеличить максимальный размер индивидуальных компенсаций онкобольным, а также создать — со следующего года, - фонд поддержки онкобольных.
Неужели нет денег на лечение рака?
На это Эвика Силиня уже поспешила заявить, что пока неясно, откуда взять деньги для этого фонда. Извините, но если у страны ЕС, в которой постоянно повышаются зарплаты высших (и не только) должностных лиц, нет денег на спасение человеческих жизней, то как убедить жителей, что такую страну нужно защищать и любить??? Неужели при расходной части бюджета-2025 в размере 12 миллиардов 195 миллионов нельзя изыскать, например, 50 миллионов на помощь больным с определенными видами рака?!
Это политикам даже должно было быть стыдно обсуждать — уже вчера должны были быть найдены средства на работу такого фонда! Мы в процветающем Евросоюзу живем или где? И почему Латвия занимает одно из последних мест в ЕС по объему компенсаций на медикаменты хроническим больным?
И, наконец, момент третий — об источниках дополнительных доходов. Как государство может заполучить больше средств в казну? Есть три варианта: повысить налоги, сократить (пересмотреть) расходы и взять кредит. Кстати, все эти три варианта можно «миксировать», то есть и кредиты пытаться заполучить, и расходы сократить, и налоги увеличить. Правда, третьего варианта правящие политики пытаются избежать. То есть скорее всего налоги не повысят, но и не понизят. Дополнительные средства же попытаются заполучить за счет спецналога на банки, за счет вывода крупных госпредприятий на биржу, за счет дальнейшего пересмотра расходной части бюджета и за счет… борьбы с теневой экономикой или, как говорили в старые недобрые времена, за счет борьбы с нетрудовыми доходами. Уже подготовлены изменения в закон, обязывающие тех, кто предоставляет различные услуги, информировать СГД о всех сделках с наличными на сумму свыше 750 евро. И это только начало жесткого контроля за оборотом наличных средств.
Сам же проект бюджета-2025 должен быть подготовлен к 15-му сентября. К этому моменту должна, наконец, наступить и ясность с налоговыми планами правительства.
Комментарии (0)