
Еще в марте 2022-го Международный Олимпийский комитет (МОК) рекомендовал федерациям отстранить россиян и белорусов от турниров, а год спустя, в марте 2023-го, призвал вернуть их в нейтральном статусе.
Сегодня этот вопрос актуализировался в связи с изменениями, которые произошли на самом высоком мировом политическом уровне. Плюс, не надо забывать, что выборы президента МОК пройдут уже 20 марта в рамках 144-й сессии этой организации в Греции. Какой он – ветер перемен?
Позиция босса мировых лыж Элиаша
Глава FIS (Международный союз лыжного спорта) Йохан Элиаш заявил, что Олимпиада должна быть местом единства (Элиаш является одним из кандидатов в президенты Международного олимпийского комитета). Ранее, говоря о возможном участии россиян и белорусов в Олиипиаде, Элиаш призывал ориентироваться на опыт летних Игр-2024 в Париже, куда спортсменов допускали в нейтральном статусе. «Спортсмены не выбирают, где им родиться. Мы должны защищать их и не допускать, чтобы они становились политическим оружием. Система нейтральных атлетов работает хорошо. Если МОК будет принимать чью-либо сторону в политических спорах, у нас будут проблемы. Нейтралитет - одна из наших фундаментальных ценностей. Олимпийские игры должны быть местом единства, а не разделения».
Фактически, Элиаш поддержал модель олимпийского Парижа-2024: допуск в нейтральном статусе, без флага и гимна, при отсутствии связей с силовыми и военными структурами. По словам главы FIS, он надеется увидеть те же критерии и в лыжах: «Это очень хорошо сработало с белорусскими и российскими спортсменами. В этих вопросах важно сохранять нейтралитет».
Казалось бы, пока это лишь слова (и очень осторожные), но важные хотя бы для утверждения риторики. Особенно в FIS, куда входят лыжные гонки, прыжки с трамплина, сноуборд, фристайл, горные лыжи и лыжное двоеборье - во многих этих видах доминируют скандинавские страны, в первую очередь Норвегия, которые не раз выступали против возвращения россиян. Последуют ли за словами Элиаша конкретные действия? Этот вопрос пока без ответа. Важно: швед Элиаш - один из семи кандидатов в президенты МОК (в самом комитете он представляет Великобританию), человек из бизнеса, миллиардер.
В октябре прошлого года первое лицо российских лыж Елена Вяльбе уже упоминала о переговорах главы FIS с представителями МОК. Тогда речь шла о возможном допуске спортсменов в сезоне-2025/26. Но глава российских лыж оценивала несколько месяцев назад такие шансы скептически: «Знаете, у нас есть с руководителем контакт, мы переписываемся. Все, что у них происходит, они нам в письмах присылают, с нами о чем-то даже советуются периодически. То есть мы не исключены, мы являемся членами FIS, но, к сожалению, такая ситуация. И даже если бы президент FIS хотел сильно, чтобы мы вернулись, ему очень сложно».
Конечно, не стоит забывать, что и допуск к летнему Парижу-2024 был очень ограниченным - лишь 15 россиян и 17 белорусов во всех видах спорта. Но, возможно, перед Играми-2026 в Милане еще придет потепление. МОК оставляет в силе рекомендации для всех международных федераций по допуску в нейтральном статусе.
Ковентри: «Спортсмены из зон конфликтов должны выступать на Играх»
А вот какой точки зрения придерживается по актуальной повестке другой кандидат в президенты МОК Кирсти Ковентри. Она, в частности, выступила за допуск к Олимпиаду атлетов всех стран. Ковентри - бывшая пловчиха из Зимбабве, двукратная олимпийская чемпионка, семикратная чемпионка мира.
- Я думаю, обязанность МОК - обеспечить участие в Олимпиаде всех атлетов. Нам нужно при этом найти способ, чтобы на Олимпиаде выступали атлеты из зон конфликтов. Я имею в виду и конфликты с моего континента, а не только более крупные войны в Европе или на Ближнем Востоке. Когда-то это могло коснуться меня лично из-за политики апартеида. Международному сообществу было просто не допустить нас, и я не знаю, где бы я была, если бы меня не допускали. Нам надо рассматривать различные условия, как мы это делали в Париже, но главное - мы должны обеспечить участие спортсменов со всего мира и из зон конфликтов. Каждый конфликт в мире имеет комплексный характер, и таких конфликтов сейчас происходит очень много. Для меня важно, как мы видели в Париже, что мы обеспечили участие нейтральных, независимых атлетов, это было сделано на особых условиях с учетом контекста. Олимпиада должна быть безопасной средой, при том, что мы должны стремиться обеспечить участие всех спортсменов в Олимпиаде, мы должны обеспечить их безопасность. Поэтому мы должны учитывать все нюансы каждого конфликта. Мы должны уважать страны, которые проходят через сложные времена, но мы должны уважать и спортсменов, которые могут не поддерживать то, что делают лидеры их стран.
Коу говорит о мире, и только потом – все остальное
Кандидат в президенты МОК Себастьян Коу (Великобритания) не исключил возвращения России в случае избрания. Об этом глава Международной ассоциации легкоатлетических федераций (World Athletics) заявил накануне в одном из своих интервью.
Вопрос ему был задан следующий - если бы гипотетически между Россией и Украиной было заключено мирное соглашение, и вы стали бы президентом МОК, видите ли вы тогда сценарий, при котором Россия могла бы вернуться на соревнования? И вот каким был его ответ: «Не мне разрабатывать мирные договоры. В таком случае придется очень внимательно к этому присмотреться. Очевидно, что мир - это неопределенное и сложное место. Все войны заканчиваются картой на столе и людьми. Если мы придем к ситуации, а я надеюсь, что так и будет, когда будет достигнуто соглашение, которое удовлетворит обе стороны... Гораздо лучше иметь людей в спорте, чем за его пределами».
Только не надо торопиться…
А вот мнение другого кандидата в президенты МОК Давида Лапартьяна, главы Международного союза велосипедистов (UCI).
«Исторически россияне всегда были спортивной нацией, а роль и миссия МОК - мирно объединять людей через спорт. Им суждено сохранить свое место в спортивном мире. Решение по этому вопросу должно быть принято в свое время, но страна не обречена на окончательное исключение из олимпийского движения, это очевидно. Что касается Олимпиады 2026 года в Милане, то я не думаю, что мы должны торопиться с ответом на этот вопрос», - заявил 51-летний француз.