Белые медведи иногда забивают моржей камнями и глыбами льда, упрощая тем самым охоту и не рискуя получить раны.
Представьте себе моржа весом 1,3 тонны с огромными бивнями и почти непробиваемым черепом, в броне из толстой шкуры и жира. Как им полакомиться? Этим же вопросом задается и голодный белый медведь. Как показали результаты недавнего исследования, в голову косолапому все же пришла отличная идя: бить моржей по голове камнем или куском льда.
Более 200 лет инуиты в Гренландии и восточной части Канадской Арктики рассказывали истории о белых медведях, которые использовали глыбы при охоте на моржей. Тем не менее, исследователи и ученые, уверенные в своем знании мира, только смеялись над подобными рассказами, относя их к мифам.
«По моим наблюдениям, если опытный охотник-инуит говорит вам, что он что-то видел, к нему стоит прислушаться, и, скорее всего, он прав», — говорит Ян Стирлинг, один из ведущих мировых биологов-полярников.
Исследователи проанализировали давние сообщения о применении медведями орудий во время охоты, а также недавние наблюдения инуитских охотников. Они пришли к выводу, что это, хоть и нечасто, но все же происходит, причем тогда, когда добывать приходится матерого моржа.
«Единственное животное, которое можно добыть только ударом глыбы льда по голове, — это морж», — говорит директор Научной лаборатории белых медведей в Университете Альберты в Эдмонтоне (Канада) Эндрю Дерочер. Он подозревает, что так поступают только несколько белых медведей и только в экстренных случаях, когда речь идет о сохранности потомства.
Использование инструментов для решения проблем долгое время считалось привилегией интеллекта. Но так ли это? Шимпанзе делают копья для охоты на мелких млекопитающих, дельфины используют губки, чтобы копаться в песке, а слоны бросают бревна или большие камни на электрические ограждения, чтобы пройти. И только о полярных медведях мы ничего не знаем, потому что не живем с ними бок о бок. А тем, кто живет, ученые не верят. «У нас есть много данных, которые позволяют предположить, что белые медведи действительно умны», — говорит Ян Стирлинг.
При изучении американских черных медведей исследователи, например, заподозрили, что их умственные способности, превосходят умственные способности приматов.
Охотник Габриэль Нирлунгаюк из залива Ранкин в Нунавуте (Канада) рассказал следующее. «Я наблюдаю белых медведей, наверное, с 7 лет. Я много раз был рядом с ними, я охотился вместе с ними и видел, как они себя ведут. Самые умные охотники обычно — медведицы».