Памятники коммунистическому вождю стоят в Москве и сотнях городов России.
"Существует потребность в партии, которая не парит где-то в высоте, а будет защищать маленького человека".
Есть ли в России внутренняя повестка? Олег Бондаренко, директор Фонда прогрессивной политики, заявил на днях, называя агрессивную войну Кремля в Украине "специальной военной операцией":
-В контексте выборов в Госдуму 2026 года у нас есть два принципиально разных сценария. Что будет на выходе, зависит от одного-единственного фактора – от специальной военной операции, процесса и итогов. Вот уже третий год в нашей истории есть только СВО как главное событие – и только от нее зависит, появятся ли новые проекты, произойдут ли изменения в политическом поле.
Первый сценарий, которому я отдаю сегодня львиную долю процентов (больше половины), – это заморозка. Концептуально в количестве партий, их составе ничего не поменяется.
Второй сценарий в силу ряда объективных и субъективных факторов – это реконструкция сразу нескольких политических сил. Во-первых, на левом фланге это «Справедливая Россия – Патриоты – За правду» и КПРФ. Во вторых, это ЛДПР и «Новые люди», несмотря на их относительную новизну. Я поддерживаю тезис, что мы переживаем серьезный кризис левых сил, при этом нет никакого кризиса левой идеи. Левую идею используют все – в первую очередь президент и правительство РФ. В 2024 году произошло два сугубо левых явления и события, а именно введение прогрессивной шкалы налогообложения, что было инициировано правительством, и фактическая национализация, деприватизация ряда серьезных активов, в первую очередь в Челябинской области, а затем и в других регионах. Мы увидели два явления абсолютно левой политики, которые организовали власть, правительство, силовики, кто занимался деприватизацией. При этом ни КПРФ, ни «Справедливая Россия» громко по этой повестке не высказывались.
Для коммунистов сейчас стоит вопрос дальнейшей смены руководства. В конце этого года – начале следующего ожидается съезд компартии, на котором попытаются заместить вечный тандем двух первых замов новым тандемом Афонина – Клычкова. Последнего, скорее всего, тоже сделают первым замом.
Сергей Миронов также обозначил, что конструкт, собранный на выборы 2021 года, не работает, не взлетел, а, наоборот, топит партию. Соответственно, нужно избавляться от силы, которая называлась «За правду». Очевидно, что случится, но, когда это произойдет, возникнет вопрос интерпретации. Если из партии «Справедливая Россия – Патриоты – За правду» убирается «Патриоты – За правду», с репутационной и электоральной точек зрения ничего хорошего для партии не будет. Мой прогноз: СРЗП не попадет в следующий состав парламента.
Тем не менее в любом случае есть запрос на нормальную левую партию, которая бы была современной, не радикальной, была бы демократической силой, защищающей маленького человека. КПРФ утонула в чрезмерных мечтаниях об империи. Но на самом деле существует потребность в партии, которая не парит где-то в высоте, а будет защищать маленького человека с его ипотекой, кредитами и прочими рядовыми проблемами.
Также слева может быть востребована некая партия горожан в тандеме с партией, которую можно условно назвать аграрной и которая делала бы акцент на защите людей, живущих на земле.
Справа, очевидно, также есть проблемы, которые будут обсуждаться. Тема правой повестки, тема работы с мигрантами и попытки отрегулировать эту историю тоже будут востребованы.
Комментарии (0)