Украинский дипломат: отказ от ядерного оружия был роковой ошибкой 0

В мире
BB.LV
В музее Винницы демонстрируется РСД-10 "Пионер", известная также как SS-20.

В музее Винницы демонстрируется РСД-10 "Пионер", известная также как SS-20.

"Высшее руководство принимало решения, а мы просто выполняли приказы".

Припорошенные тонким слоем снега под серым тяжелым небом серо-зеленые орудия времен холодной войны напоминают о советском прошлом Украины. Ракеты, пусковые установки и транспортеры — памятники той эпохи, когда Украина играла ключевую роль в разработке ядерной программы Советского Союза — его последней линии обороны.

Из-под частично приоткрытой бетонно-стальной крышки люка выглядывает огромная межконтинентальная баллистическая ракета (МБР).

Но эта ракета — макет, потрескавшийся и заплесневелый. Почти 30 лет эта шахта заполнена мусором.

Вся обширная база недалеко от города Первомайска в центральной части Украины давно превратилась в музей.

Когда в начале 1990-х годов новая независимая Украина вышла из тени Москвы, Киев отказался от ядерного оружия.

Но почти через три года после полномасштабного вторжения России и при отсутствии четкого соглашения между союзниками Киева о том, как гарантировать безопасность Украины после окончания войны, многие теперь считают, что это было ошибкой.

5 декабря 1994 года, на церемонии в Будапеште Украина вместе с Беларусью и Казахстаном отказалась от своего ядерного арсенала в обмен на гарантии безопасности со стороны США, Великобритании, Франции, Китая и России.

Строго говоря, ракеты принадлежали Советскому Союзу, а не его бывшим республикам, ставшим независимыми государствами.

Однако треть ядерного арсенала СССР располагалась на территории Украины, и передача оружия была признана важным шагом на международной арене.

«Обязательства по гарантиям безопасности, которые мы дали этим трем странам, подчеркивают нашу приверженность независимости, суверенитету и территориальной целостности этих государств», — заявил тогда в Будапеште президент США Билл Клинтон.

Молодой выпускник военной академии в Харькове Александр Сущенко прибыл в Первомайск два года спустя, как раз в тот момент, когда уже начался процесс вывода ядерных запасов в Украине из эксплуатации. Он наблюдал, как увозили ракеты и взрывали шахты. Сейчас он снова находится на бывшей базе, теперь в качестве одного из кураторов музея.

Оглядываясь назад после 10 лет страданий, которые Россия причинила Украине, а международное сообщество не смогло или не захотело предотвратить, он делает неизбежный вывод.

«Глядя на события, которые сейчас происходят в Украине, я лично считаю, что было ошибкой полностью уничтожить все ядерное оружие, — говорит Александр. — Но это был политический вопрос..

В то время все это казалось совершенно логичным. Никто не думал, что через 20 лет Россия нападет на Украину.

«Мы были наивны, но мы доверяли», — говорит Сергей Комисаренко, который в 1994 году работал послом Украины в Лондоне.

«Когда Великобритания и США, а затем и Франция поддержали нас, — говорит он, — мы думали, что этого достаточно, знаете ли. И Россия тоже».

Для бедной страны, только что пережившей десятилетия советского правления, идея сохранения разорительно дорогого ядерного арсенала не имела особого смысла.

«Зачем тратить деньги на производство ядерного оружия или его хранение, — говорит Комисаренко, — если можно использовать их для развития промышленности, для процветания?».

Сейчас, в годовщину судьбоносного соглашения 1994 года, Украина снова пытается донести свою позицию.

На этой неделе на встрече министров иностранных дел НАТО в Брюсселе глава МИД Украины Андрей Сибига размахивал зеленой папкой с копией Будапештского меморандума.

«Этот документ не смог обеспечить ни украинскую безопасность, ни трансатлантическую, — сказал он. — Мы должны избегать повторения подобных ошибок».

0
1

Комментарии (0)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ