
Воины армии еврейского государства.
Усиливается подозрение, что речь идет о маскировке для реализации идеологической аннексии.
Cпециалисты пытаются понять цель израильской операции "Отвага и меч". Направлена ли она на то, чтобы сделать ХАМАС более сговорчивым в переговорах по обменной сделке или же является началом более широкого плана, который ведет к полному контролю над сектором Газы? Об этом на портале "Вести Израиля" рассуждает Михаэль Мильштейн, руководитель Форума палестинских исследований в Центре Моше Даяна при Тель-Авивском университете.
Неопределенность и туман со стороны лиц, принимающих решения, а также намеки, которые озвучивает министр обороны, вызывают беспокойство. Во-первых, заявление о том, что Израиль намерен захватить еще больше палестинских территорий и аннексировать их, - это очередная вариация на тему, будто "араб понимает, только когда у него забирают землю". Никому не мешает тот факт, что это не сработало в Шестидневной войне - ведь после нее разразилась Война Судного дня. И маловероятно, что за этим утверждением стоят серьезный анализ и историческая память.
Усиливается подозрение, что речь идет о маскировке для реализации идеологической цели (аннексии), о которой уже открыто заявляют некоторые высокопоставленные лица в правительстве, выдавая за "трезвую стратегическую доктрину".
К этому добавляется удовлетворение тем, что на сей раз ЦАХАЛ не возражает против идеи прямого распределения гуманитарной помощи палестинцам, что практически означает создание военной администрации, ответственной за гражданское население. Пока ЦАХАЛ не входит глубоко в городское пространство, ему не требуется выполнять эту задачу. Однако если и когда такой наземный маневр осуществится, необходимо будет немедленно заняться и этим. Это также этап, на котором начнется серьезное военное столкновение с ХАМАСом, который укрепился внутри городов и лагерей беженцев, готовясь встретить там бойцов ЦАХАЛа. Во-вторых, в минобороны намекают на создание структуры для поощрения добровольной эмиграции из Газы. Это усиливает ощущение, что в сегодняшнем Израиле сила фантазий важнее трезвой политики. Все арабские страны отвергают эту идею (во главе с Саудовской Аравией, которая ясно дает понять, что нормализации при таком раскладе не будет). Все сообщения о государствах, которые якобы согласились принять палестинцев на своей территории, оказались фейком (Албания, Египет, Судан и другие), а посредник Стив Виткофф в недавнем интервью говорил о восстановлении Газы, но уже не о релокации или о средиземноморской ривьере.
На этом фоне продолжается и "научный эксперимент", который проводится с 7 октября на базе предположения, что только военное давление сделает позиции ХАМАСа более гибкими, а в конечном итоге заставит террористов освободить заложников, а возможно, и покинуть Газу или разоружиться.
Приверженность такой идее возможна только в свете поразительной забывчивости израильтян: этот эксперимент проваливался бесчисленное количество раз. Однако догмат связан и с полным непониманием руководством Израиля природы ХАМАСа - организации, которая готова пожертвовать всеми жителями Газы и разрушить весь регион, но не пойти на уступки по существенным вопросам.
Буря вокруг увольнения главы ШАБАКа и юридического советника занимает израильский дискурс и мешает развитию серьезного обсуждения стратегических последствий кампании в Газе. Не факт, что такая дискуссия ведется и среди лиц, принимающих решения. Памятуя о крахе концепции 7 октября, израильская общественность должна задавать жесткие вопросы, занимать критическую позицию, а в данном случае - также представлять, как будет выглядеть оккупация всей Газы. Вероятно, такой ход серьезно ударит по ХАМАСу, но в то же время он означает отказ от заложников, шансы на освобождение которых в сценарии тотальной войны ничтожны.
Помимо этого есть и долгосрочные издержки: выделение крупных сил, большая часть которых - резервисты, для захвата и пребывания в Газе; экономическая цена, которую придется заплатит за содержание около двух миллионов палестинцев; потеря шансов на нормализацию с Саудовской Аравией. И все это на фоне общественного раскола, который, вероятно, углубится, если и когда к захвату сектора добавятся также усилия по созданию израильских поселений на территории Газы.
Чтобы уничтожить ХАМАС, который является горьким и вечным врагом, Израиль будет вынужден взять под контроль весь сектор и оставаться там на неопределенный период времени - до появления стабильной альтернативы. Но это не может быть сделано сейчас, когда основная необходимая и разумная цель - освобождение заложников - даже ценой окончания боевых действий. Разрушение ХАМАСа потребует руководства, которое разработает организованные планы (их не было до 7 октября, и неясно, существуют ли они сейчас) и которое пользуется широкой поддержкой внутри страны и за рубежом, и прежде всего - готово на создание новой концепции, а не цепляется изо всех сил за старую.
Комментарии (0)
Оставить комментарий