Тегеран обладает мощными и мотивированными людскими ресурсами.
Исламскую республику хотят бомбить самолетами по миллиарду долларов каждый.
США готовы поддержать Израиль в военной атаке на Иран, если переговоры не увенчаются успехом, заявил американский президент Дональд Трамп в интервью журналу Time. Подготовка к такой операции уже видна по скоплению американских кораблей в районе Персидского залива. Не исключена и ограниченная израильская атака без прямого участия США, правда, в таком случае нанести непоправимый ущерб ключевым объектам ядерной инфраструктуры будет крайне затруднительно — только американская сторона располагает вооружением, способным поражать хорошо защищенные и расположенные глубоко под землей цели. Но даже в случае совместной американо-израильской операции нет гарантий, что Иран раз и навсегда лишится возможности получить атомную бомбу.
О чем идет речь?
Администрация Дональда Трампа совместно с израильским правительством под руководством Биньямина Нетаньяху все последние месяцы обсуждали масштабную военную операцию против Ирана, намеченную уже на май 2025 года, утверждает The New York Times.
Согласно этим утечкам, израильские ВВС при помощи самолетов авианосных ударных групп США должны завоевать господство в воздухе над Ираном одновременно с применением средств РЭБ и мощными кибератаками. Поражать ядерные объекты, в том числе расположенные под землей и защищенные бетонными перекрытиями, предполагается американскими противобункерными бомбами GBU-57 (масса боевой части почти три тонны).
Впрочем, пока, несмотря на громкие публичные заявления о бомбардировках и возобновленную кампанию «максимального давления» на основе экономических санкций, во время недавней личной встречи в Белом доме Трамп дал понять Нетаньяху, что предпочитает путь переговоров, чтобы не дать Ирану получить ядерное оружие. Иными словами, Трамп фактически вернулся к позиции предыдущей администрации Джо Байдена, которая рассматривала дипломатию как главный инструмент давления на Иран.
На этом фоне стало известно, что в начале 2025 года в Иране значительно увеличили темпы обогащения урана, приблизившись на расстояние нескольких месяцев (а не лет) к созданию сравнительно примитивных, но вполне функциональных ядерных боеприпасов. По некоторым оценкам, это время измеряется даже не месяцами, а неделями, если соответствующее политическое решение будет принято иранским руководством.
Насколько вероятна военная операция против Ирана?
Вероятность ее до начала лета близка к нулю — Трамп отвел 60-дневный срок на переговоры по иранской ядерной программе. При этом в Израиле по-прежнему рассматривают ограниченную военную кампанию летом либо осенью 2025 года, не требующую высокой степени вовлеченности американских союзников. Переговоры там расценивают скорее как способ тянуть время. В случае если атаку предпримет только Израиль, один из вариантов предусматривает символические удары — не с целью нанести непоправимый ущерб, а чтобы принудить иранское руководство к реальным переговорам.
Внутри самой администрации Трампа возник раскол по поводу военного решения проблемы иранской ядерной программы. В частности, вице-президент Джей Ди Вэнс и спецпосланник на Ближнем Востоке Стив Уиткофф придерживаются умеренного подхода, делая ставку на переговоры, в то время как госсекретарь Марк Рубио и советник президента по нацбезопасности Майкл Уолтц настаивают на максимально жестком варианте. Но в американской администрации нет единства по поводу военного решения по Ирану
В Омане начались непрямые переговоры между американской и иранской сторонами. Впрочем, одновременно с переговорами спецпосланник Уиткофф заявляет заведомо неприемлемые для иранского правительства условия сделки, включающие полную остановку и демонтаж мощностей по обогащению урана.
Определенные признаки подготовки США военной операции против Ирана налицо.
На Ближнем Востоке действуют сразу две авианосные ударные группы во главе с авианосцами USS Harry S. Truman и Carl Vinson с кораблями сопровождения и общим количеством боевых самолетов свыше 120 единиц. К югу от Аравийского полуострова находится американская атомная подлодка USS Georgia co 154 крылатыми ракетами Tomahawk на борту. И это не считая отдельных кораблей ВМС в Красном, Аравийском и Средиземном морях.

Из Республики Корея на ближневосточный ТВД перебросили сразу шесть батарей ЗРК MIM-104 Patriot, для чего потребовалось 73 рейса военно-транспортных самолетов С-17. Кроме того, было одобрено развертывание дополнительных батарей системы THAAD.
Наконец, на базу на острове Диего-Гарсия в Индийском океане прибыли шесть стратегических малозаметных бомбардировщиков B-2 Spirit оценочной стоимостью $ 1 000 000 000 за единицу, а также не менее шести самолетов-заправщиков KC-135R Stratotanker. Считается, что только B-2 могут эффективно применять авиабомбы GBU-57, и теперь половина от всего парка боеготовых бомбардировщиков этого типа расположена в ближней к Ирану операционной зоне.
Пока что и американские авианосные ударные группы, и бомбардировщики B-2 заняты ударами по хуситам в Йемене. С одной стороны, это демонстрация силы и способ давления на иранский режим, который считается главным внешним партнером и спонсором хуситов, а с другой — в ходе налетов очевидно отрабатываются возможные действия при операции собственно против Ирана.
Согласно материалу The New York Times, один из планов операции предусматривает сочетание американских воздушных ударов с наземными рейдами израильского спецназа. В то же время сухопутная составляющая требовала длительного времени на подготовку — ориентировочно, до октября 2025 года — да и реализация такого замысла вызывает сомнения.
Спецназовцам надо уничтожить не один объект (как это было совсем недавно в Сирии), а сразу несколько — в разных концах страны. В любом случае, чтобы получить свободу действий на земле, потребовалось бы сначала провести мощную подготовительную кампанию против иранских вооруженных сил, нарушить и дезорганизовать управление войсками, а также, вероятно, нанести удары по политическим центрам принятия решений.
Израильские ВВС дважды наносили удары по Ирану, в апреле и октябре 2024 года, продемонстрировав, что иранская ПВО не способна защитить ни саму себя, ни охраняемые объекты. Считается, что всего были уничтожены четыре российских ЗРК С-300, после чего и до сих пор Иран фактически беззащитен перед воздушными атаками.
В случае исключительно воздушной кампании ключевое значение приобретут противобункерные бомбы с высокой проникающей способностью, а также возможность дозаправлять самолеты в воздухе для налетов «волнами» за короткое время. И в том, и в другом израильские ВВС критически зависят от американской поддержки.
Оставить комментарий