"У нас действует принцип самой низкой цены", — так в подкасте "Piķis un ģēvelis!" портала tv3.lv прокомментировал предприниматель и экономист Янис Ошлейс, отметив различия в подходе к крупным строительным проектам в Латвии и Эстонии, в том числе к проекту "Rail Baltica".
Он указал на системную проблему в Латвии, где доминирует принцип наименьшей цены — проект поручается тому, кто предложит самую низкую цену, даже если итоговые расходы оказываются значительно выше.
"У нас принцип самой дешёвой цены. Есть проектировщики, архитекторы — общий концепт, инженеры, которые проектируют остальные детали. Объявляем тендер, кто предложит самую низкую цену — тому и отдаем. Получилось довольно дорого за километр? Ну, что поделать — это ведь была самая дешевая цена", — пояснил Ошлейс.
Он сравнил подход государства с логикой частного человека, который при ограниченном бюджете строит дом — разумно выбирает архитекторов и строителей, подбирает материалы и решения, соответствующие финансовым возможностям, а не слепо реализует дорогой проект.
Такой подход, по его словам, применяется в Эстонии, где используется модель так называемого альянсного контракта.
"Эстония работает по модели альянсного контракта. Это означает, что задается целевая цена, к которой нужно стремиться. Создается команда, в которую входят представители всех вовлечённых сторон [...] И они собираются вместе и говорят: хорошо, что нужно сделать, чтобы построить за эту цену, каким должен быть проект, как его разработать, как этого вообще достичь", — объясняет Ошлейс.
Он подчёркивает, что такая система создаёт общую ответственность, мотивирует искать более эффективные решения, а также чётко устанавливает: если стоимость проекта снижается, выгода делится между государством и строителями. Но если стоимость растёт — разницу покрывают партнёры.
"Создаётся очень сильная заинтересованность, во-первых, работать вместе, и, во-вторых, — мотивация находить более дешёвые варианты в дальнейшем процессе", — отмечает Ошлейс.
В Латвии же, по его мнению, у строителя, заходящего в проект с самой низкой ценой, возникает высокий риск. Если в процессе строительства выявляются проблемы или требуются изменения, начинаются споры с заказчиком — государством — которое не всегда готово покрыть дополнительные расходы.
"Большой риск для строителя — входить в проект, такой как ‘Rail Baltica’, заключённый по принципу самой низкой цены. […] Но мы уже видим, что латвийское государство начинает торговаться в этом вопросе. А значит — риски для строителей велики. И, учитывая это, строители закладывают подстраховку, потому что не уверены, будет ли государство платить без споров или нет", — указывает Ошлейс.
По его словам, пример Эстонии показывает, что можно работать по-другому — с общей целью, прозрачным сотрудничеством и чёткой ответственностью.
Оставить комментарий