Госсекретарь минобороны рассказал, почему мир на условиях России – катастрофа для Латвии 0

Политика
BB.LV
Госсекретарь минобороны рассказал, почему мир на условиях России – катастрофа для Латвии

Янис Гарисонс, государственный секретарь министерства обороны (2015–2024 гг.) высказался в социальных сетях о наступление ВСУ в Куркской области, объяснив, почему, по его мнению, вторжение Украины в Россию является тактически правильным, как развивался бы ход войны, если бы этого не произошло, и как все это могло бы повлиять на нашу жизнь в Латвии при различных сценариях.

Прошло более 10 дней с тех пор, как Украина начала наступление в российской Курской области, которое в целом оказалось более успешным, чем первоначально ожидалось. Украинские силы не только смогли удержать оккупированные территории, но, пусть и медленно, продолжают наступление и уже оккупировали более 90 населенных пунктов Курской области. Кроме того, украинские силы разрушили или повредили все три моста через реку Сейм, что потенциально открывает для украинцев возможность захватить Глушковский район Курской области, который расположен к востоку от реки Сейм, а его снабжение из-за разрушенных мостов будет затруднено.

На юго-востоке фронта, в направлении Покровска, Россия не отвела свои силы, как, вероятно, надеялась Украина, и продолжает наступление в прежнем объеме. К сожалению, Украина также потеряла здесь территории за последние дни. Хотя давление немного ослабло на других направлениях, где есть сообщения о том, что Россия вывела некоторые подразделения, давление сохраняется и создается впечатление, что диктатору Путину важнее завоевывать новые территории, чем удерживать свои. Поэтому силы для обороны Курской области ищутся из призывных частей западной части России. Эти неоднозначные результаты украинского наступления привели к тому, что все большее число западных аналитиков назвали украинское наступление ошибкой. Они утверждают, что таким образом Украина растянула свой фронт и у нее может не хватить ресурсов, чтобы противостоять дальнейшему давлению России.

Я согласен, что риск того, что кадровые ресурсы Украины и созданные подразделения могут оказаться недостаточными для того, чтобы противостоять дальнейшему российскому давлению, достаточно высок. Не следует также исключать, что Россия может принять решение о проведении мобилизации. Поэтому необходимо быть готовым к такому сценарию. Однако, несмотря на все это, смею сказать, что выбор Украины по реализации Курской операции был правильным и, пожалуй, единственно возможным способом, которым Украина могла изменить ход войны. Чтобы это понять, необходимо оценить ситуацию на более широком стратегическом уровне и понять возможные сценарии развития, как они повлияют и на Украину, и на нас в Латвии.

В украинской войне Россия реализует традиционную тактику – давит массой. В результате, хоть и медленно и с огромными личными потерями, но Россия движется вперед. В этой тактике нет ничего нового, она традиционна со времен Второй мировой войны, когда соотношение потерь немцев и советских войск во многих боях достигало 1 к 10. Поэтому Украина не могла каким-либо образом изменить ход войны на существующих фронтах без огромных потерь, особенно учитывая введенные Западом запреты на применение своего оружия на территории России. До Курской операции России различными средствами удавалось создать впечатление, что она имеет значительное преимущество и что бы Украина ни делала с Западом, Россия будет двигаться вперед. Кроме того, также очевидно, что нынешняя демократическая администрация США, скорее всего, попытается выйти на какие-то мирные переговоры перед предстоящими президентскими выборами в США, чтобы лишить Трампа главного аргумента в пользу прекращения войны.

В такой ситуации Украина оказалась бы в очень слабой позиции на возможных переговорах с Россией, где единственными ее аргументами были бы моральные, но, к сожалению, они мало влияют на такие страны, как Россия. Поэтому на переговорах между Украиной и Россией потенциально были возможны два сценария: договориться о мирном договоре или о прекращении огня. В обоих случаях Украине, скорее всего, пришлось бы отказаться как минимум от части или всех оккупированных Россией территорий. Я не думаю, что речь может идти о каких-либо репарациях Украине за ущерб, нанесенный войной, или о возможном судебном разбирательстве за военные преступления, совершенные Россией. Однако с точки зрения интересов Латвии формальное мирное соглашение, в котором Украина признает и соглашается со всем, что Россия завоевала и сотворила, было бы в значительной степени катастрофическим, поскольку она в значительной степени признала бы, что война и военные преступления являются нормальным явлением в современной международной системе. Наконец, это привело бы к отмене санкций против России и формальным требованиям России изменить архитектуру европейской безопасности в соответствии с ее требованиями, уже высказанными в 2021 году. А дальше можно только гадать, когда Россия оправится и начнется следующая война. В свою очередь, перемирие не принесло бы таких огромных изменений на европейском уровне, поскольку дало бы России время укрепиться, восстановить свои силы и, при необходимости, возобновить войну.

Украинское наступление в Курской области изменило эту ситуацию и Украине удалось перехватить стратегическую инициативу и это очень важно, потому что если речь идет о возможных переговорах с Россией, то Украина будет иметь в них совершенно другие позиции. Россия была застигнута врасплох, обнажила свою слабость и пока не смогла определиться с ответом. Но самая главная выгода от этой операции - ядерный шантаж России - оказалась блефом.

При этом важно осознавать, что Украине будет сложно долго поддерживать эту стратегическую инициативу без дополнительной поддержки со стороны западных стран. Во многом вопрос также в том, понимает ли Запад, что при существующем международном порядке одной только поддержки Украины может быть недостаточно и может потребоваться сделать что-то большее. В настоящее время украинское наступление создало окно возможностей на пару недель, которое западные страны могут использовать, чтобы максимизировать поддержку украинцев, и они могут консолидироваться и извлечь выгоду из своего успеха в Курской области. Здесь важно было бы не только поставить дополнительное оборудование, но и принять решение о поддержке усилий Украины по набору отставных солдат стран НАТО на военные профессии, например, в состав истребительных экипажей и вспомогательного персонала. Эта практика не нова: она широко использовалась всеми сторонами как в гражданской войне в Испании, так и во Вьетнамской и Корейской войнах. Понятно, что Россия сейчас концентрирует свои силы и попытается вытеснить украинцев из Курской области. Пока это не произойдет и окно возможностей не закроется, Запад также может оказывать гораздо большее давление на Россию, угрожая еще большим вмешательством, если Россия не остановит войну. В любом случае украинцы создали уникальную возможность изменить стратегический баланс и заставить Россию уйти с оккупированных территорий и фактически разгромить ее. Вопрос в том, готов ли Запад использовать эту возможность и понимает, что бездействие сейчас рано или поздно приведет к еще более широкой войне и изменению международного порядка.

Комментарии (0)