В Сейме впервые будет запущен механизм лишения депутатских полномочий из-за недостаточного владения госязыком.
Итак, сегодня в повестку дня пленарного заседания Сейма впервые в новейшей истории Латвии включена инициатива депутатов о по-существу принудительной отправки на языковую проверку двух парламентариев — Виктора Пучки и Ефимия Клементьева. Оба являются представителями оппозиционной фракции «Стабильности!».
Исторический прецедент
К предыстории вопроса. Еще с 1990-х годов в Сейме периодически вспыхивали языковые скандалы, когда парламентарии начинали подозревать, что те или иные их коллеги плохо или, скажем так, недостаточно владеют латышским. Это выяснялось тремя способами. Или депутат подозрительно все время молчал на заседаниях комиссий. Или он ни разу на протяжении долго времени не выступал с трибуны Сейма и под разными предлогами уклонялся от того, чтобы представлять тот или иной законопроект опять-таки с трибуны парламента. Или депутат сбегал от журналистов, которые хотели у него взять интервью на латышском языке… Были и ситуации, когда депутаты в итоге даже сами складывали мандат, не дожидаясь языковых проверок.
В 2011-м году в Законе о регламенте работы Сейма появился целый раздел, который четко определял механизм, если можно так выразиться, импичмента депутату на языковой почве. То есть был создан правовой механизм, как лишить депутата полномочий по причине недостаточного владения латышским. И хотя в упомянутом законе не прописано, что можно считать недостаточным владением латышским, в классификаторе профессий прописано, что депутат должен владеть госязыком на высшую — 3A или 3B категорию.
Примечательно, что после внесения этого раздела в закон, в Сейме еще ни разу данный механизм не задействовали. И вот сейчас, спустя 13 лет, впервые в парламенте запускается процесс, который может привести к тому, что у одного или сразу у двух депутатов отберут мандаты.
Вместо одной инициативы — две
Напомним, что первыми с инициативой об отправке на языковой экзамен Пучки и Клементьева выступили «тевземцы». Однако у них самих во фракции только 12 депутатов, для отправки же депутатов на языковую проверку необходимо минимум 20 подписей. Процесс добывания недостающих подписей занял аж две недели. За это время проснулись и депутаты «Нового Единства», которые, с учетом размера фракции, самостоятельно собрали 20 подписей, чтобы отправить на проверку владения латышским Ефимия Клементьева. Видимо, про Пучку депутаты «Нового Единства» «забыли»…
И в итоге сегодня будут рассмотрены две языковых инициативы. Впрочем, рассмотрены — это громко сказано. Закон не предусматривает голосования — просто Сейм автоматически дает добро на рассмотрение «языкового дела» депутатов в комиссии по мандатам, этике и заявлениям.
Далее комиссия не позднее чем в течении месяца на закрытом заседании рассматривает эту инициативу — в присутствии тех, кого хотят отправить на проверку, и в присутствии представителя Центра госязыка. Если комиссия решает, что есть основания направить депутата (депутатов) на языковую проверку, то Сейм получает соответствующее заключение и если парламентское большинство голосует за отправку депутатов на принудительную проверку, то тогда в течении пяти месяцев депутат обязан пройти проверку на владение латышским в Центре содержания образования.
Там тоже предусмотрен и механизм повторной сдачи языкового экзамена и возможность оспаривания результатов — в том числе и в Сенате Верховного суда.
Был мандат и нет мандата
Но если в итоге вступает в силу решение, что депутат не владеет госязыком в объеме, необходимом для выполнения им своих депутатских обязанностей, то Сейм голосует за лишение его мандата.
Понятно, что процесс языкового импичмента только запускается и прогнозировать, чем он закончится — невозможно. Ясно, что все это может занять не менее шести месяцев и за этот период депутаты, если действительно у них имеются проблемы с латышским, могут успеть подтянуть свои знания и успешно пройти языковую проверку.
Если же нет, то тогда их лишат депутатских полномочий и на их места придут следующие по списку партии «Стабильности!» кандидаты в депутаты.
Справедливое наказание или правовой абсурд?
Кто-то может посчитать такой механизм лишения депутатских полномочий логичным и справедливым. Мол, ну как может депутат не владеть на должном уровне госязыком? Зачем он тогда вообще баллотировался и как он может полноценно представлять (защищать) интересы своих избирателей?
Но есть и другое мнение, которое тоже можно считать вполне обоснованным и опять-таки логичным. Проверять или точнее — оценивать профессиональные, человеческие и другие качества депутата вправе только его работодатели, то есть избиратели, а не другие депутаты, которые еще и являются его политическими конкурентами. Вот пусть избиратели, основываясь на данных языковых проверок или личного общения с депутатами, сами и решают — выбирать данных депутатов (депутатов) в Сейм или нет. Это решать избирателям, а не политическим конкурентам или языковым инспекторам.
Так или иначе, но процесс языковой проверки депутатов начинается и мы будем следим за тем, чем это все закончится.
Комментарии (0)